Рейтинг@Mail.ru
home

11.07.2017

Двойные ценники легализовались

11.07.17. АПИ — Использование супермаркетами ценников с указанием разной стоимости товаров не нарушает права потребителей. К таким выводам пришли арбитражные суды.

Двойные и даже тройные ценники используются торговыми сетями для обозначения стоимости товаров со скидкой, для обладателей дисконтных карт или для иных случаев. Но нередко такая политика вводит покупателей в заблуждение – недоступная для большинства самая низкая цена, как правило, выделяется самым крупным шрифтом. В результате не увидевшие подобного подвоха граждане приобретают относительно дорогие товары.

Такую политику, в частности, проводила парфюмерная сеть «РивГош». Базовая цена на продаваемую в ростовских магазинах тушь Factor False Lash Effect Voiuptuous составляла 752 рубля, со скидкой – 564, на MAX Factor Сlump Defy – 718 и 538 рублей соответственно. В Роспотребнадзоре расценили такие ценники как нарушение – утвержденные Правительством России правила обязывают продавцов «обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара». Кроме того, организации розничной торговли обязаны реализовывать товар всем покупателям по единой цене и на единых условиях, предоставление льгот возможно только определенным федеральными законами или иными нормативными правовыми актами отдельным категориям.

Однако арбитражный суд пришел к выводу, что законодательство не содержит запрета на указание цены товара с учетом предоставленных продавцом скидок, а «оформление ценников таким способом не является указанием двух цен за единицу товара и не нарушает права потребителей».

Схожие претензии чиновники надзорного ведомства предъявили к ценникам в брянских супермаркетах сети «Лента». В них стоимость для обладателей дисконтной карты выделялась более крупным шрифтом, а третья цена была перечеркнута. Но служители Фемиды также не усмотрели в такой политике ретейлеров дискриминации, так как дисконтные карты доступны каждому покупателю. Суд констатировал, что законодательство допускает применять различные цены для отдельных категорий потребителей, запрещая установление только индивидуальных различий. Более того, отсутствие сведений о скидке и конечной цене «привело бы к очевидному введению в заблуждение потребителя, которому такие скидки предоставляются, и, соответственно, к явному ущемлению его прав». «При этом включение дополнительной информации в ценник помимо обязательной информации, в частности, о размере скидки или цене со скидкой, действующим законодательством не запрещено», – констатировал арбитраж.

Напомним, что ранее судебная практика по этому вопросу была неоднозначной. В частности, за использование двойных, а порой и тройных ценников к административной ответственности привлекались в том числе торговые сети «Рив Гош» и «Лента», а также «О’Кей», «Полушка», «Улыбка радуги» и другие.