Рейтинг@Mail.ru
home

07.09.2017

Клиенты банков смогут ограничивать платежи через Интернет

07.09.17. АПИ — Пользователям систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) предложат настроить лимиты и иные ограничения на совершаемые операции. Проект таких требований подготовил Банк России.

Новые меры направлены на повышение безопасности проведения платежей через Интернет. Кредитные организации обязаны будут предоставить клиенту возможность определить максимальную сумму перевода за одну операцию или за определенный период времени, перечень дистанционно доступных услуг (например, разрешить проводить только оплату за услуги ЖКХ или тому подобное) или даже зафиксировать перечень возможных получателей переводов. Также пользователи смогут определить временной период, в который могут совершаться операции (например, только днем). Дополнительно могут устанавливаться идентификаторы устройств (IP- или MAC-адреса и прочие), с использованием которых разрешается осуществлять подготовку и подтверждение электронных платежей, а также определять их географическое местоположение. 

Введение таких ограничений позволит предупредить хищение денежных средств со счета. Ведь чаще всего мошенники совершают операции из-за рубежа или из отдаленных регионов, в ночное время, с использованием взломанных гаджетов и так далее. Тогда как большинство клиентов ДБО, как правило, пользуется одним или двумя устройствами (скажем, компьютером и смартфоном), находящимися в одном городе. Немалое число пользователей осуществляет переводы всего нескольким получателям.

Вместе с тем способ фиксации волеизъявления клиента об установлении тех или иных ограничений будет определять сам банк. Не исключено, что возложение на потребителей обязанности представить такие параметры в письменном виде и лично явиться в офис кредитной организации затруднит их изменение (например, в случае выезда в отпуск, необходимости сделать перевод новому получателю и так далее). Если же настройки будут доступны через Интернет (в личном кабинете клиента), они могут быть исправлены и мошенниками.

Напомним, что юридически ответственность за хищение средств с использованием электронных средств несет банк. В то же время он вправе отказаться возмещать причиненный клиенту ущерб, возникший из-за действий самого пользователя. Практика свидетельствует, что суды чаще всего презюмируют вину клиента и отклоняют иски о взыскании незаконно списанных сумм (АПИ подробно писало о такой проблеме – Безопасные наличные).