Рейтинг@Mail.ru
home

13.11.2017

Невыездные иностранцы

Срок содержания под стражей выдворяемых из России мигрантов будет ограничен, дополнительные гарантии получат и лица без гражданства. Но на практике новыми привилегиями смогут воспользоваться злостные нарушители.

13.11.2017. АПИ — Действующее законодательство допускает выдворение иностранцев практически за любое, порой даже формальное нарушение жестких миграционных правил. В столичных регионах такое «изгнание» незаконно трудящихся без права возвращения в течение пяти лет является обязательным.

Россия строгого режима

Принимая решение о выдворении, суд вправе определить один из двух способов его исполнения. Самый мягкий вариант – так называемый самостоятельный контролируемый выезд: допустивший проступок иностранец остается на свободе, но в течение пяти дней со дня вступления постановления в законную силу обязан покинуть территорию страны.

Но чаще всего до передачи за границу правонарушитель находится под стражей в специальном учреждении по существу тюремного типа. Заключенные подлежат круглосуточному контролю и надзору, при поступлении проходят личный досмотр, дактилоскопирование и фотографирование. Каждому предоставляется спальное место и по 4,5 кв. метра площади, еженедельный душ и трехразовое питание. Ожидающим своей участи запрещено пререкаться с администрацией, пользоваться электробытовыми приборами, выходить в Интернет и так далее. Свидания с близкими не предусмотрены.

В решении о помещении иностранца в специальное учреждение судья должен указать разумный срок его содержания, но он ничем не ограничен и может сколько угодно раз продляться. Только по истечении двух лет исполнительное производство прекращается и иностранец выпускается из под стражи. Но ввиду отсутствия легальных оснований для пребывания в России большинство очень скоро вновь признаются правонарушителями и оказываются в тех же стенах. Чаще всего в такой ситуации оказываются лица без гражданства (апатриды) и с неподтвержденной личностью – ни одна страна мира не готова их принять.

Тогда как Конституционный суд России уже дважды указывал на недопустимость бессрочного содержания мигрантов под стражей. Еще в 1998 году он пришел к выводу, что задержание лица без гражданства без видимых надежд на принятие его другой страной может превратиться в самостоятельный вид наказания.

Более категорическое постановление высшая инстанция приняла в мае уже этого года, рассмотрев заявление шестикратно судимого уроженца Аджарии (часть Грузии) Ноэ Мсхиладзе (АПИ писало об этом – «Невостребованные» мигранты). Российские власти приняли решение о нежелательности его пребывания в нашей стране и депортации, но ни Грузия, ни другие государства не захотели принять рецидивиста. Конституционный суд России подтвердил право таких лиц в судебном порядке оспаривать содержание в специальных учреждениях в случае невозможности фактического выдворения. Также служители Фемиды сочли недопустимым бессрочное содержание под стражей, равно как и немотивированное применение этих мер. Принимая такое решение, судья должен «избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида», для чего необходимо учитывать все обстоятельства – характер совершенного правонарушения, предшествующее поведение, продолжительность нахождения на территории России, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и так далее.

Полгода на размышление

Одобренный Правительством России и уже внесенный в Госдуму законопроект по замыслу чиновников учитывает выводы высшей инстанции. В первую очередь судам указано оценивать необходимость помещения правонарушителей под стражу. Кроме указанных Конституционным судом России обстоятельств следует учитывать уплату налогов и наличие законного источника средств к существованию, обеспеченность жильем, род деятельности и профессию.

Срок содержания выдворяемого иностранца в специальных учреждениях не должен превышать 90 дней. По ходатайству судебных приставов он может быть продлен еще на три месяца. Такие решения могут обжаловаться в вышестоящие инстанции. Равно как находящийся под стражей в любой момент вправе обратиться в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности его дальнейшего содержания.

Особые права делегированы лицам без гражданства и иностранцам, которых не готова принять ни одна страна мира. Если уполномоченные ведомства предприняли все меры по поиску такого «приюта», но фактическое выдворение признается невозможным, задержанный должен быть освобожден, а исполнение решения о высылке прекращено.

Убежище безродных

В то же время принятие такого законопроекта не решит назревшую проблему пребывания в России апатридов и других «неизвестных» лиц. Еще во время разбирательства дела Ноэ Мсхиладзе в Конституционном суде России представители государственных органов ставили вопрос о последствиях отпускания из специальных учреждений лиц, которых не готова принять ни одна страна мира: «Что должно делать государство? Признать его своим гражданином? Выдавать паспорт и вид на жительство? Не надо его принудительно держать, но невозможность выдворения не должна приводить к легализации такого лица в России», – заявил представитель Президента России Михаил Кротов. По словам заместителя начальника Управления организации исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов Дмитрия Желудкова, иностранцы нередко намеренно уничтожают собственные документы и предоставляют заведомо ложные персональные данные, что на практике исключает выдворение.

Действующее законодательство предусматривает специальную процедуру идентификации личности не имеющих документов иностранцев. Для этого сотрудники органов внутренних дел вправе использовать данные информационной системы миграционного учета и  государственной дактилоскопической регистрации, проводить опросы, сбор свидетельских показаний, опознание и иные мероприятия. Срок проверки ограничен тремя месяцами.

Однако такие механизмы ориентируются прежде всего на подтверждение или опровержение представленных самим иностранцем сведений о себе, а не на выявление его подлинного имени. Сдавать отпечатки пальцев (проходить дактилоскопическую регистрацию) обязаны только иностранцы и апатриды, получающие вид на жительство, разрешение на временное проживание или ходатайствующие о предоставлении политического или иного убежища. Тогда как въезжающие в Россию из стран с безвизовым режимом (в первую очередь лидирующих по количеству правонарушителей среднеазиатских бывших советских республик) не оставляют пограничным и миграционным службам никаких биометрических данных.

Таким образом, не желающие выдавать свое настоящее имя нелегальные находящиеся в нашей стране мигранты могут легко избежать такой идентификации и последующего выдворения. А в случае принятия предложенных поправок – очень быстро выйти из-под стражи. Более того, согласно разъяснениям Верховного суда России, в отношении «неизвестных» вообще не могут выноситься решения о выдворении, так как в протоколе должны указываться персональные данные, в том числе фамилия и имя, дата и место рождения, пол, гражданство. Обязательным условием рассмотрения дела является представление правоохранительными органами копии удостоверяющего личность документа или соответствующего заключения об идентификации. «Наказание в виде административного выдворения за пределы России не может быть исполнено в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, личность которого не установлена», – отмечается в обзоре Верховного суда России.

Для решения этой проблемы МВД России планирует распространить процедуру обязательной дактилоскопической регистрации и фотографирования на всех иностранцев, прибывающих в Россию в безвизовом порядке на срок более месяца. Однако когда такие поправки будут приняты и реализованы, пока не известно.

Справка

Ежемесячно из России выдворяется в среднем около трех тысяч иностранцев. За первую половину этого года в специальные учреждения было помещено 16,5 тысячи человек, по состоянию на 1 октября в них находилось 4,2 тысячи граждан. За истечением срока давности прекращается исполнение только 0,15 процента решений о выдворении.

В России легально проживает 10,1 тысячи лиц без гражданства.

Мнения

 

Ольга Цейтлина, адвокат

Принятие внесенного законопроекта очень важно для прекращения бесчеловечной практики фактически бессрочного заточения без достижимой цели и перспектив выдворения тысяч иностранных граждан и апатридов.

Но есть и существенные проблемы. Так, рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания в спецучреждении возможно без участия самого лица. У судьи нет обязанности запрашивать его мнение и вообще доставлять находящегося под стражей в процесс. Равно как не предусмотрена и обязательная юридическая помощь адвоката. Таким образом, данные лица находятся в более уязвимом положении, чем подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, которым гарантированы юридическая помощь, личное участие в процессе, право на представление доказательства и так далее.

Кроме того, освобождение при отсутствии фактической возможности выдворения возможно только при условии исчерпания всех мер по установлению готового принять данное лицо государства. При этом не ясно, какие именно меры предусмотрены законодательством. На практике МИД России никаких действий не принимает.

Владимир Колокольцев, министр внутренних дел России

С момента введения в начале 2000-х годов механизм миграционного учета практически не обновлялся. Такая ситуация привела к массовым нарушениям и создала условия для коррупционных проявлений. Главная проблема заключается в том, что фактическое местонахождение иностранного гражданина неизвестно. Ее решение имеет принципиальное значение не только для правоохранительных органов, но и муниципалитетов, организаций жилищно-коммунального хозяйства, фондов медицинского страхования. 

Не менее актуально устранить двусмысленность в понятийном аппарате. Острым остается вопрос нахождения в стране значительного числа лиц с неопределенным правовым статусом. Сегодня в поле зрения МВД России их более четырех с половиной тысяч. Данная категория не подпадает под специальные нормы закона о гражданстве. Для изменения ситуации нами готовится соответствующий проект федерального закона. Им вводится документ, удостоверяющий личность, который позволит в дальнейшем этим людям определиться со своим правовым статусом в России.

Должен отметить, что желание соблюдать миграционное законодательство во многом зависит от качества и доступности госуслуг в этой сфере. Сейчас у граждан есть выбор: они могут обращаться в орган внутренних дел, МФЦ или оформить их в электронном виде через Единый портал. Последний вариант наиболее востребован. Он позволяет оптимизировать нашу деятельность. В том числе свести к минимуму непосредственное общение заявителей с должностными лицами. Такой подход фактически исключает возможность коррупционных проявлений. Кроме того, способствует сокращению времени ожидания в очереди. И, что не менее важно, гражданин обращается в наше подразделение только единожды – в момент получения результата госуслуги. Таким образом, чем проще и удобнее постановка на учет, тем меньше иностранцев останется на нелегальном положении.