Рейтинг@Mail.ru
home

21.11.2017

Верховный суд РФ: в течение 15 дней после покупки автомобиль можно вернуть из-за любой неисправности

21.11.2017. АПИ — Любые недостатки, выявленные в транспортном средстве в течение 15 дней со дня получения, позволяют приобретателю отказаться от покупки или потребовать замены. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Тайваньский кроссовер «LUXGEN 7 U22T» Алексей Алексеев приобрел в автосалоне «Трэк» за 1,1 млн рублей. Но уже на следующий день после получения иномарки премиум-класса водитель выявил многочисленные неисправности, в том числе в работе двигателя, тормозной системы (не гасли стоп-сигналы) и круиз-контроля. В процессе дальнейшей эксплуатации в задней части подвески появились сильные удары и скрежет, вследствие чего дальнейшая эксплуатация автомобиля стала невозможной. Работники автосервиса подкрутили болты, но уже через день ситуация повторилась. 

Кроме того, при первом же включении механизма омывателя фар оторвалась и была утеряна крышка форсунки. Менять ее по гарантии продавец отказался, сославшись на внешнее воздействие. Также за первые десять дней проявились и другие дефекты: неоднократное отключение головного экрана, неправильная работа датчика внешней температуры воздуха и самопроизвольное включение массажера водительского сидения. 

На 12-й день после получения автомобиля недовольный владелец подал претензию, потребовав заменить товар на аналогичный надлежащего качества или вернуть уплаченные за него денежные средства. Руководство ООО «Трэк» отклонило его обращение, сочтя все выявленные недостатки устранимыми в порядке гарантийного ремонта. Тогда как районный суд полностью удовлетворил иск Алексея Алексеева, расторгнув договор купли-продажи иномарки, взыскав полную его стоимость, затраты на тонировку, страховку, а также неустойку и штраф. В сумме пострадавшему покупателю присудили 3,3 млн рублей, то есть трехкратную стоимость автомобиля.

Однако апелляционная коллегия отменила такое решение, поддержав доводы автосалона о несущественности недостатков. Ведь Закон РФ «О защите прав потребителей» делегирует покупателям право на отказ или на замену технически сложного товара, к которым относятся и транспортные средства, только в случае обнаружения существенного недостатка, нарушения сроков его устранения или невозможности использования автомобиля в течение более месяца в год. Признав, что крышка форсунки была утеряна из-за некачественной сборки, служители Фемиды пришли к выводу, что такой брак «не создает препятствий для эксплуатации автомобиля».

Адвокату Алексея Алексеева удалось добиться пересмотра этого решения в Верховном суде России. Высшая инстанция напомнила, что условие о существенности недостатков применяется, только если они выявлены по истечению 15-дневного периода эксплуатации. «Потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи... независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю», – отмечается в решении суда. – Поскольку по настоящему делу недостатки автомобиля производственного характера были выявлены в течение менее пятнадцати дней со дня его продажи, доводы суда апелляционной инстанции об их несущественности и устранимости противоречат положениям закона. Кроме того, судом установлено, что недостаток подвески автомобиля в течение этого же срока проявлялся повторно».

В итоге Верховный суд России оставил в силе принятое в пользу покупателя решение первой инстанции.