Рейтинг@Mail.ru
home

04.12.2017

Корпоративная воинская повинность

Все работодатели обязаны вести воинский учет. Собственную инструкцию по исполнению такого мобилизационного обременения частного бизнеса распространило Министерство обороны России.

04.12.2017. АПИ — По закону «помощниками» военных комиссаров должны быть руководители всех юридических лиц независимо от формы собственности. Несмотря на установленные за неисполнение такой обязанности санкции, большинство бизнесменов чаще всего игнорирует требования военных.

Социализм – это учет

Система воинского учета по месту работы, учебы и проживания сложилась в советское время, когда все предприятия, образовательные учреждения и жилой фонд были государственными. Переход к частной собственности и рыночным отношениям изменил отношение к армейской службе, но не отменил «воинскую повинность» для уже негосударственных организаций.

Действующий закон возлагает на работодателей обязанность оповещать сотрудников о вызовах в военкоматы (передавать повестки) и обеспечивать возможность своевременной явки по таким вызовам, информировать оборонное ведомство обо всех принятых или уволенных призывниках и запасных, контролировать соблюдение самими такими сотрудниками установленных требований.

Сведения о военной обязанности каждый кандидат должен указывать в анкете – личной карточке (форме № Т-2). Также будущий работник обязан предъявить военный билет или удостоверение призывника. Менеджеру по персоналу или иному уполномоченному лицу поручается проверить отметку о военной обязанности в паспорте и мобилизационного предписания (для запасных). При выявлении несоответствий кандидат должен быть направлен в свой районный военкомат. Правда, в какой срок гражданин должен устранить допущенные нарушения и последствия уклонения от исполнения поручения руководства компании – ни закон, ни утвержденные оборонным ведомством методические рекомендации (инструкция) не определяют. Тогда как параллельно сам работодатель обязан уведомить комиссариат о выявленных «уклонистах», равно как об обнаруженных в документах исправлениях, неточностях и подделках, а «также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки». Причем в Минобороны не отрицают, что эти сведения нужны для применения к «подопечным» соответствующих санкций.

Кроме того, в двухнедельный срок компании обязаны уведомлять военных о фактах изменения семейного положения сотрудника, его месте жительства или пребывания, образовании, переводе в другое подразделение. Такую информацию предписано направлять в комиссариаты по месту жительства («прописки») гражданина, которое может не совпадать с местом нахождения работодателя. Использование e-mail или иных средств электронных коммуникаций инструкцией оборонного ведомства не предусмотрено, то есть почти на каждого работника компании придется отправлять заказное письмо.

Ежегодно военкомат вправе потребовать проведения сверки учетных данных. В этом случае работодателю необходимо составить список всех военнообязанных (пребывающих в запасе) сотрудников по специальной форме, с указанием исчерпывающих сведений (включая образование и семейный статус), а также воинского звания, категории запаса и годности к армейской службе.

В первую очередь компаниям предписано проверять всех поступающих на работу мужчин. Ведь «почетная обязанность» перед Родиной у них появляется еще в 16 лет (в год исполнения семнадцатилетия юноши подлежат первичной постановке на учет) и завершается для рядовых в 35-45, а для младших офицеров – порой в 60 лет. Вместе с тем воинскому учету подлежит и прекрасная половина персонала – имеющие включенные в особый список специальности женщины. Помимо медиков (врачей, фельдшеров и медсестер) в него включены специалисты по полиграфии и издательскому делу, оптике, геодезии, программисты и операторы ЭВМ (!), связисты, телефонисты и многие другие. На практике поступающие на работу дамы могут работать по совсем другим профессиям. Как кадровики должны выявлять не указавших в анкете, не предъявивших военный билет и не имеющих соответствующей отметки в паспорте военнообязанных женщин, методические рекомендации не указывают. Опрошенные АПИ эксперты предлагают компаниям внимательно изучать документы об образовании и при выявлении сомнений в любом случае информировать военкомат о «подозрительных дамах».

Бизнес-комиссар

Помимо этого всем работодателям вменяется немалый объем формальных требований. Например, руководитель обязан издать приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе», утвердить план работы по ведению такого учета, назначить ответственное лицо, приобрести специальный журнал проверок.

Финансировать все эти мероприятия владельцы бизнеса должны за свой счет. В организациях с числом военнообязанных работников (мужчин и имеющих соответствующую специальность женщин) до полутысячи человек военный учет может быть вменен менеджеру по персоналу или иному должностному лицу. В компаниях с большим числом сотрудников Минобороны рекомендует выделить отдельного специалиста. Предполагается, что он может вести учет от двух до трех тысяч работников.

Закон не запрещает передавать эти функции на аутсорсинг – отдельной консалтинговой компании. Однако ни одна из опрошенных АПИ фирм, занимающихся организацией кадрового делопроизводства, не согласилась даже за плату исполнять «воинскую повинность». На рынке работает и несколько специализирующихся на оказании такой помощи бизнесу компаний, их услуги для, скажем, микропредприятия (до 15 сотрудников) обойдутся в 8-20 тысяч рублей, для крупных корпораций – от 100 до 800 рублей за каждую «единицу учета».

В качестве «пряника» для работодателей оборонное ведомство обещает проводить стимулирующие мероприятия – смотры-конкурсы на лучшую организацию осуществления воинского учета. Их организация вменяется в обязанности комиссариатов на местах и муниципалитетов.

Работа или армия?

Вместе с тем исполнение руководством компании «воинской повинности» может привести к конфликтам с работниками. Ведь трудовое законодательство не допускает отказа в трудоустройстве не имеющему военного билета кандидату. Равно как уклонение сотрудника от «корпоративного» военного учета не является дисциплинарным проступком.

Эксперты в сфере трудового права рекомендуют компаниям принимать на работу соответствующих требуемым деловым качествам молодых людей независимо от наличия у них военных документов. Но в любом случае руководитель обязан информировать комиссариат о новом сотруднике, отсутствии у него военного билета или отметки в паспорте. В противном случае бизнесмену грозят административные санкции либо за незаконный отказ в приеме на работу, либо за нарушение обязанностей перед оборонным ведомством.

Хотя судебная практика по этому вопросу пока остается противоречивой. Например, Свердловский областной суд отклонил иск жителя Кургана Петрова к ЗАО «Управляющая компания «Аэропорты регионов» о незаконности отказа в приеме на работу – дискриминации по признаку отношения к воинской службе. 

Неоднозначной остается ситуация и с обязанностью по ведению военного учета индивидуальными предпринимателями, которые являются равноправными работодателями. Такие бизнесмены несут ответственность как должностные лица. Так, прокуратура Советского района города Красноярска и военный комиссариат попытались оштрафовать индивидуального предпринимателя Николая Валеева, не сообщившего о новом сотруднике. Но арбитражный суд пришел к выводу, что закон предусматривает военно-учетное обременение только для организаций, то есть юридических лиц: «Поскольку законом на индивидуального предпринимателя не возложена обязанность сообщать в военный комиссариат сведения о принятых на работу гражданах, он не является субъектом ответственности», – отмечается в решении суда.

Должностные пацифисты

Нарушение работодателем порядка воинского учета является административным правонарушением. Причем если частные лица, не сообщившие в военкомат о переезде, изменении семейного положения и иные обязательные сведения, могут быть оштрафованы максимум на 500 рублей, то руководители или иные ответственные должностные лица компаний – до тысячи рублей.

Попытки наказанных доказать незаконность «воинской повинности» пока не увенчались успехом. Например, генеральный директор муромского ООО «Ремстрой Южный» Алексей Костаков принципиально отказался предоставлять запрошенные военным комиссариатом списки подлежащих первоначальной постановке на учет граждан. По его мнению, такая информация относится к персональным данным, тогда как юноши или их родители не давали компании согласия на ее предоставление. Но служители Фемиды указали на прямо предусмотренную законом обязанность передавать спорные сведения в военкомат. Такое же решение было принято и по жалобе руководителя череповецкой управляющей компании «Северная» Анжелики Борисенковой. 

А вот правозащитная организация «Мемориал» в Коми потребовала признать незаконным возложение на общественные организации военно-учетной обязанности. Ведь закон исключает вмешательство государства в деятельность общественных объединений. Однако Верховный суд России счел такие доводы несостоятельными: «Организации независимо от форм собственности обязаны в соответствии с законодательством осуществлять воинский учет работников, а также исполнение гражданами воинской обязанности», – констатировала высшая инстанция.

Справка

Общая штатная численность Вооруженных Сил РФ составляет 1,9 млн человек, организованный мобилизованный резерв (запас) оценивается в 20 млн военнослужащих.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России проживает 28,3 млн мужчин военнообязанного возраста (18-45 лет).

Мнения

 

Мария Каневская, директор Ассоциации «Клуб юристов третьего сектора»

Фактически Министерство обороны РФ перекладывает на плечи работодателя свои функции.

Мы уже привыкли к тому, что в организациях есть обязательно лицо, ответственное за пожарную безопасность. Теперь же должен быть отдельный сотрудник, ответственный за ведение воинского учета. Каждая организация, включая некоммерческую, среди работников которой есть военнообязанные, должна хранить многочисленные документы, в том числе журналы проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, расписки в приеме документов воинского учета, служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета, справочную информацию и многое другое. При этом Министерство обороны РФ не распространяет таких документов – организации должны изготовлять их самостоятельно за свой счет.

Работодателям придется раскошелиться на квалифицированного работника, который будет отвечать за воинский учет. Он должен знать, какие вообще существуют документы, и их следует правильно оформить, а при обнаружении неточностей, ошибок, исправлений или неполного комплекта документов – отправить их владельца в военный комиссариат.

Конечно, все эти обязанности ударят по карману работодателя. Размер затрат только на обучение специалиста, а также соблюдение всех требований рекомендаций, может варьироваться от 10 тысяч рублей в месяц и выше.

Мария Евневич, член совета директоров группы «Максидом»

Наш военный комиссариат еще не подготовил информацию по требованиям и отчетности в связи с утверждением обновленных методических рекомендаций. Нас проинформировали, что вызовут и ознакомят с новыми требованиями. После этого станет понятно, насколько увеличится нагрузка по ведению воинского учета.

В целом новые рекомендации повторяют положения прежних. Вместе с тем есть дополнения по перечню документов воинского учета, внесены изменения в перечень военно-учетных специальностей, при наличии которых женщины подлежат постановке на воинский учет. Это должно повлечь за собой увеличение количества сотрудников компании, подлежащих воинскому учету, и как следствие, возможно увеличение численности военно-учетных работников. Один такой специалист сегодня обходится компании в 45-50 тысяч рублей ежемесячно, не считая налогов.