Рейтинг@Mail.ru
home

05.12.2017

Преследование хакеров упростили

05.12.2017. АПИ — Факт похищения денег с банковских счетов уже является преступлением. К такому выводу 30 ноября пришел Президиум Верховного суда России.

До сих пор судебная практика неоднозначно оценивала безналичные денежные средства как объект хищения. Более того, кража средств со счета считалась оконченной только с момента их зачисления на счет мошенника или иного лица. «Не всегда можно достоверно установить, куда ушли деньги, пропавшие со счета потерпевшего в результате мошеннических действий, – констатирует судья Верховного Суда РФ Татьяна Хомицка. – Еще более сложные ситуации возникают с безналичными денежными средствами, похищаемыми, скажем, со счетов абонентов сотовых операторов. Установление данных обстоятельств находится за рамками квалификации мошенничества».

В новом постановлении высшая инстанция разъяснила, что такое преступление следует считать оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета, в результате которого владельцу причинен ущерб. «Не важно, как ими распорядился мошенник», – заключает Татьяна Хомицка.

Такая формулировка упростит преследование хакеров или иных организаторов хищения денег. С другой стороны, эксперты видят негативные последствия: «Оконченным преступлением будет считаться ошибка операциониста в одной цифре, в результате которой средства ушли в никуда. Исчезнет соучастие, исчезнет добровольный отказ», – предупреждает профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Московского государственного университета Павел Яни.

Разграничивается ответственность за кражу и мошенничество. Ошибка в квалификации могла освободить преступника от наказания в виде лишения свободы. Верховный суд России разъяснил, что хищение денег со счета путем использования учетных данных (когда аферист тайно либо путем обмана воспользовался телефоном потерпевшего, подключился к услуге «мобильный банк», авторизовался в системе интернет-платежей под известными ему данными другого лица и так далее) признается кражей. Этим же деянием является получение доступа к конфиденциальной информации держателя платежной карты, переданной злоумышленнику под воздействием обмана или злоупотребления доверием. Использование таких способов для хищения даже пяти тысяч рублей будет квалифицироваться как преступление средней тяжести и караться вплоть до пяти лет лишения свободы.

В то же время в Банке России подчеркивают, что обращение в правоохранительные органы, успешное расследование их представителями обстоятельств несанкционированной операции и привлечение преступников к ответственности не дают гарантии успешного завершения исполнительного производства. «Злоумышленники осведомлены об особенностях законодательства в области исполнительного производства: в большинстве случаев они не имеют записанной на себя собственности, а полученные преступным путем денежные средства могут как обналичивать, так и переводить в криптовалюту, используемую для расчетов в пиринговой платежной системе», – констатируют финансисты.

Служители Фемиды уклонились от подробного разъяснения вопроса разграничения мошенничества в сфере предпринимательской деятельности и обычного неисполнения участником рынка взятых на себя обязательств. Указывается лишь, что преступлением может признаваться только умышленное деяние, направленное на хищение чужого имущества. Тогда как изначально предлагалось подтвердить невозможность уголовного преследования бизнесменов, уклоняющихся от погашения задолженности из-за неисполнения обязательств контрагентами, в силу обстоятельств предпринимательского риска или по иным причинам.

Напомним, что о проблеме квалификации таких преступлений в 2014 году заявил Конституционный суд России. По его мнению, самого факта невыполнения договорных обязательств недостаточно для привлечения бизнесмена к ответственности. На широкое толкование понятие коммерческого мошенничества в так называемом деле «Ив Роше» по жалобе активиста Алексея Навального указал и Европейский суд по правам человека.

Справка

По данным Банка России, в 2016 году зафиксировано почти 300 тысяч несанкционированных операций с использованием платежных карт более чем на 1 млрд рублей. В общем объеме транзакций их доля составляет менее 0,005 процента, а средний размер списания не превышает 3,7 тысячи рублей. В 93 процентах случаев причиной инцидента является использование электронных средств платежа без согласия клиента вследствие противоправных действий, потери или нарушения конфиденциальности.

Со счетов юридических лиц мошенники попытались похитить 1,9 млрд рублей, однако в половине случаев операции были заблокированы.