15.12.2017
15.12.2017. АПИ — Министерство образования и науки РФ предлагает расширить способы использования материнского (семейного) капитала. Но это может привести к злоупотреблениям.
С 2007 года при рождении второго ребенка родителям выдается специальный сертификат, в настоящее время – на 453 тысячи рублей. Но сами средства выделяются исключительно по безналичному расчету на закрепленные законом цели поддержания семьи и детей – на улучшение жилищных условий, образование, пенсионные накопления и социальную адаптацию детей-инвалидов. Иное использование материнского капитала квалифицируется как мошенничество: «Любые схемы обналичивания этих средств являются незаконными. При этом владелец сертификата на материнский капитал, который соглашается принять участие в схемах обналичивания, идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств», – предупреждают в Пенсионном фонде России.
Действующее законодательство разрешает использовать капитал для оплаты образовательных услуг, предоставляемых имеющими государственную аккредитацию организациями (школами, вузами и иными). Также за счет этих средств можно оплачивать проживание в студенческом общежитии и содержание ребенка в образовательных учреждениях (то есть имеющих соответствующую лицензию).
В Минобрнауки убеждены в недостаточности таких мер. Подготовленный ведомством проект поправок допускает направление материнского капитала на оплату дошкольного образования (детских садиков). Кроме того, средства могут перечислять индивидуальным предпринимателям, осуществляющим как образовательную деятельность, так и оказывающим услуги по присмотру и уходу за детьми. Такие изменения, по мнению чиновников, «позволят снять социальное напряжение в семьях, в которых детям не предоставлено место в государственной или муниципальной дошкольной образовательной организации. А также будут способствовать возможности трудоустройства родителей и, соответственно, повышению уровня дохода семьи», – констатирует заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина.
Однако эксперты предупреждают о рисках злоупотреблений. Ведь согласно разъяснениям Верховного суда России, деятельность по содержанию, присмотру и уходу за ребенком не является образовательной и не подлежит лицензированию, то есть такие услуги вправе оказывать любые организации (АПИ писало о позиции высшей инстанции – Детские садики освободили от лицензирования). Кроме того, индивидуальный предприниматель может опять же без получения лицензии, иных подтверждений или разрешений самостоятельно вести образовательную деятельность. Поэтому в случае принятия предложенных министерством поправок частные детские центры и самозанятые преподаватели получат возможность беспрепятственно «обналичивать» средства материнского капитала, в том числе заключая с родителями фиктивные договора (мнимые сделки).
Отметим, что судебная практика подтверждает многочисленные случаи использования мошеннических схем для получения средств, выделяемых государством на поддержку семьи. Например, в Омске десятки родителей оформили подложные договора целевого займа на приобретение жилых помещений без фактического предоставления денежных средств заемщикам. Организаторы схемы были признаны виновными в мошенничестве и приговорены к реальным срокам лишения свободы, причиненный государству ущерб суд оценил в 14 млн рублей. Схожее решение было принято и в Республике Тыва: кредитный потребительский кооператив получал материнский капитал в зачет якобы выданного родителям займа на покупку реально не существующего жилья.
Напомним, что законопроект, уже внесенный Президентом России в Госдуму, предусматривает продление программы выделения материнского (семейного) капитала до конца 2021 года. Предполагается, что на оплату образовательных услуг родители ежегодно будут направлять примерно миллиард рублей.
За десять лет реализации программы материнского (семейного) капитала было выдано 7,6 млн сертификатов, фактически перечислено 1,7 трлн рублей. Чаще всего (в 91 проценте случаев) они используются для улучшения жилищных условий (в том две трети – для погашения займов и ипотечных кредитов).