Рейтинг@Mail.ru
home

29.12.2017

Морские лоцманы получили независимость

29.12.17. АПИ — Лоцманам упростили смену работодателя. Такое решение принял Верховный суд России.

Действующий Кодекс торгового мореплавания РФ признает морского лоцмана самостоятельным субъектом правоотношений. Вместе с тем он обязан иметь договор с лоцманской компанией и выданное капитаном порта удостоверение. Утвержденная Министерством транспорта РФ форма такого документа предусматривает обязательное указание в ней названия работодателя.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усмотрела в такой привязке ограничение конкуренции и прав лоцманов на смену места службы. Ведь для перехода из одной компании в другую они вынуждены менять удостоверения, для чего требуется новое прохождение аттестации. Предписание исправить ситуацию, выданное ФАС еще в декабре 2014 года, транспортное ведомство игнорировало. В поданном в Верховный суд России иске антимонопольное ведомство просило признать норму об указании в удостоверении наименования лоцманской организации недействительной.

Минтранс, не признав нарушения, сообщил, что уже подготовил проект нового положения, урегулирующего в том числе вопрос замены удостоверений. Наименование организации планируется указывать в отдельной лоцманской квитанции. «Такой порядок не приведет к затруднению перехода лоцмана из одной лоцманской организации в другую. Издание нового приказа запланировано на январь-февраль 2018 года», – заявил начальник отдела судебной и договорно-правовой работы транспортного ведомства Дмитрий Коновалов.

Служители Фемиды пришли к выводу, что на лоцманов возлагается ряд обязанностей публично-правового характера, выполнение которых не зависит от того, в качестве работника какой организации осуществляется их деятельность. В свою очередь, указание такой организации в удостоверении создает препятствия для конкурентов, желающих привлечь действующих специалистов. «Положение не содержит предписаний, возлагающих на морского лоцмана обязанность иметь лоцманское удостоверение с указанием наименования лоцманской организации, с которой он состоит в трудовых отношениях», – заключил суд, подтверждая незаконность действующих требований. 22 декабря решение высшей инстанции вступило в законную силу.

Отметим, что без лоцмана капитаны судов не вправе входить и выходить из большинства российских портов.