Рейтинг@Mail.ru
home

18.01.2018

Сезон призывника

Призывников могут обязать самостоятельно являться в военкоматы, даже если их туда не приглашают. Под угрозой уголовной ответственности молодые люди и члены их семей должны будут отслеживать получение писем и даже контролировать работу почты. Такие меры предусмотрены внесенным в Госдуму законопроектом.

18.01.2018. АПИ — Согласно действующему законодательству, на связанные с призывом на военную службу мероприятия граждане вызываются повестками. Они лично под расписку должны вручаться исключительно самими сотрудниками военных комиссариатов или чиновниками муниципалитетов. Обязанность по передаче уведомления возлагается также на образовательные учреждения и работодателей. Кроме того, обеспечивать прибытие граждан на призывные пункты должны органы внутренних дел.

Пишите письма

В то же время представители военного ведомства неоднократно жаловались на уклоняющихся от получения повесток молодых людей. По статистике, ежегодно оповестить о явке на соответствующие мероприятия военкоматы не могут примерно каждого третьего подлежащего призыву – до 90 тысяч человек. Еще более 16 тысяч призывников убыло на иное место жительства без снятия с воинского учета. «В отсутствие расписки привлечь гражданина к административной или уголовной ответственности за неявку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, практически невозможно, чем и пользуются недобросовестные граждане», – убежден депутат Госдумы Андрей Красов.

Для упрощения работы военкоматов парламентарий предлагает направлять повестки по почте заказными письмами. Получать их смогут как сами призывники, так и совершеннолетние члены семьи или представители. При этом повестка считается врученной в день доставки, который определяется по отметке оператора почтовой связи. Более того, подлежащие призыву на военную службу граждане, не получившие повестки до окончания соответствующей кампании, обязаны до начала следующей самостоятельно явиться в военкомат. Такая неявка или отказ от получения повестки считаются уклонением от военной службы и влекут административную и даже уголовную ответственность. «Указанные меры позволят сократить число граждан, позволяющих себе игнорировать установленные федеральным законодательством требования в сфере исполнения воинской обязанности», – отмечается в пояснительной записке.

В то же время планируется снять с полиции несвойственную ей функцию по обеспечению прибытия призывников. «По свое сути она сводится к установлению их местонахождения и принудительному препровождению к месту проведения связанных с призывом мероприятий, что фактически является розыском и доставлением. Функции органов внутренних дел (полиции) по производству таких процессуальных действий, как розыск и доставление, вне рамок возбужденного уголовного дела либо дела об административном правонарушении не корреспондируют нормам уголовно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях», – признает Андрей Красов.

А был ли мальчик?

Правительство России в целом уже поддержало такую инициативу. Однако в подписанном первым вице-премьером Сергеем Приходько официальном заключении критически оценивается отказ от участия в кампании полиции. А введение обязанности призывников самостоятельно являться в военкоматы, по его мнению, противоречит закрепленному в федеральном законе принципу вызывать призывников повестками.

Эксперты указывают и на другие противоречия. В частности, допуская вручение повестки не имеющему доверенности некому члену семьи, на призывника перекладывают ответственность за его действия (утерю письма, забывчивость и так далее). Практика свидетельствует, что почтовая служба признает письмо доставленным в момент его поступления в отделение связи получателя, а брошенное извещение – неудачной попыткой вручения. Таким образом, законопослушный гражданин будет нести ответственность за неявку по повестке, которую он не получал и, возможно, даже не мог получить.

Равно как частные лица не обязаны круглый год находиться по адресу регистрации и нести ответственность за неполучение корреспонденции. Ведь призывник вправе уехать в отпуск (по Трудовому кодексу РФ – почти на месяц), командировку или отсутствовать по другим причинам. Законно до трех месяцев без регистрации по месту пребывания любой россиянин может находиться в другом субъекте Федерации, а в пределах своей области, республики или края – сколько угодно. Сняться с воинского учета военнообязанный обязан, только если уезжает с постоянного места жительства более чем на три месяца, а за это время доставленное письмо уже будет возвращено отправителю с отметкой о невручении. При том, что правомерный отъезд даже в отпуск или командировку согласно законодательству о воинской обязанности не является уважительной причиной неявки по повестке.

Визит верности

Спорными остаются и требования к самостоятельной явке в военкомат не получивших повестку граждан, «подлежащих призыву на военную службу». По общему правилу такая обязанность касается всех россиян мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Конкретные решения вправе принимать только призывная комиссия, тогда как сам молодой человек вправе рассчитывать на отсрочку или освобождение от армии. Но законопроект наличие такого права, в том числе подтвержденного официально, никак с новой обязанностью не связывает. Таким образом, или под угрозой санкций ежегодно бегать в военные комиссариаты вынуждены будут все мужчины соответствующего возраста (в том числе уже отслужившие, студенты, инвалиды, многодетные отцы и иные не подлежащие призыву), или для привлечения к ответственности не явившихся настоящих призывников военным придется доказывать умысел на уклонение от службы.

Отметим, что чиновники оборонного ведомства и в отсутствие планируемых к введению норм требовали от граждан самостоятельно приходить в военные комиссариаты без вызова. И даже пытались привлечь не явившихся к ответственности. Например, постановление об административном правонарушении военный комиссариат Владивостока вынес в отношении гражданина Кобылкина, который после исполнения 27-летнего возраста не явился для увольнения в запас. Подтверждая законность таких санкций, районный суд указал на обязанность подлежащих зачислению в запас мужчин самостоятельно приходить «независимо от того, направил ли военный комиссариат им извещение об этом или нет». В свою очередь, отменяя это решение, Приморский краевой суд констатировал, что «неисполнение Кобылкиным В.В. обязанности по достижении им 27 лет явиться в военный комиссариат г. Владивостока, получить военный билет и встать на воинский учет в запас не образует состав административного правонарушения».

Незаконным служители Фемиды признали и решение петербургской призывной комиссии. Военный комиссариат несколько раз вызывал Дмитрия Бочкова повестками, но ни одна из них не была вручена, так как при неоднократных посещениях сотрудники военкомата не смогли застать ни молодого человека, ни других проживающих в квартире. Вместе с тем призывник отрицал факты уклонения от получения извещений и проживания не по адресу регистрации, доказать обратное комиссия не смогла.

Справка

В минувшем году на срочную военную службу планировалось призвать 276 тысяч человек.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России проживает около 10 млн мужчин в возрасте 18-27 лет.

Призывная кампания проходит два раза в год: «весенняя» – с 1 апреля по 15 июля и «осеняя» – с 1 октября по 31 декабря. Неявка без уважительной причины является административным правонарушением и карается штрафом в сумме от 100 до 500 рублей. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения может квалифицироваться и как преступление, которое наказывается вплоть до двух лет лишения свободы.

Мнения

 

Александр Передрук, юрист НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

Этим проектом законодатель продемонстрировал свое фундаментальное непонимание не только основных принципов функционирования государства и общества, базирующихся на презумпции добропорядочности поведения граждан, но даже действующих «правил игры». Например, под угрозой уголовного преследования на граждан возлагается непропорциональное бремя получения всей корреспонденции. Хотя такое бездействие в принципе не может быть криминализировано. Да, граждане несут определенные последствия – в случае, например, неполучения повестки в суд по гражданскому иску спор рассмотрят без их участия. В случае же принятия предложенных поправок неполучение письма может быть элементом доказывания вины – проживания вне дома с целью скрыться от призыва. 

Кроме того, все это выглядит крайне консервативно и странно с точки зрения попыток постепенного перехода на контракт: вместо стимулирования граждан их пытаются загнать в военкоматы.