Рейтинг@Mail.ru
home

29.01.2018

Цифровые ценности

Использование криптовалют узаконят – уже подготовлено сразу несколько регулирующих такую деятельность законопроектов. Но единой позиции о правилах оборота биткойнов и «крипторублей» пока нет даже у государственных органов.

29.01.2018. АПИ — Гражданский кодекс РФ признает рубль единственным законным средством расчетов в России. Иностранной валютой признаются денежные знаки других стран или группы государств (как евро). 

Условные деньги

Оборот денежных суррогатов запрещен. К таковым относятся и криптовалюты, в том числе набирающие популярность биткойны. Как национальные денежные знаки они не признаны ни одной страной, а выпуск (так называемый майнинг) не контролируется даже частными структурами. По существу это «фантики», которые, при наличии достаточно мощных компьютеров, может печатать каждый желающий.

Поэтому биткойны пока находятся вообще вне правового поля. Совершение операций с ними и даже эмиссия (майнинг) формально не запрещены, но и не защищены законом. То есть желающий купить биткойны может ничего не получить, а даже приобретя эти «фантики» – в любой момент потерять их реальную стоимость (АПИ писало о таких спорах – Суррогатные финансы).

Более того, именно криптовалюты чаще всего используются для совершения противоправных действий – по данным Минфина, около 90 процентов всех ICO (Initial coin offering – первично размещенной криптовалюты) сейчас являются мошенническими. В биткойнах требуют выкуп и телефонные террористы, сообщающие о якобы заложенных в торгово-развлекательных центрах бомбах. В то же время государство частично поощряет такую ситуацию, в том числе использование криптовалют в коррупционных целях. Так, опубликованные Министерством труда и социальной защиты РФ методические рекомендации заполнения годовой декларации государственных и муниципальных служащих разрешают им не включать полученные в биткойнах платежи в сумму дохода.

В то же время чиновники различных ведомств в последние примерно полгода выступают за легализацию использования криптовалют. Правда, вице-премьер Игорь Шувалов и министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров предлагали создать исключительно отечественный цифровой денежный знак – условный крипторубль. Урегулировать использование виртуальных активов в октябре поручил президент России Владимир Путин.

Подконтрольные активы

В Министерстве финансов РФ признают, что сделки с криптовалютами получили достаточно широкое распространение: «Установление законодательного запрета на их совершение приведет к созданию условий для использования таких активов в качестве инструмента для обслуживания нелегального бизнеса и легализации полученных преступным путем доходов». Поэтому чиновники финансового ведомства предлагают ввести понятие «цифровых финансовых активов», фактически приравняв такие денежные знаки к ценным бумагам. Осуществлять так называемую валидацию – обмен криптовалют на настоящие (биткойны на рубли и обратно) разрешат только профессиональным участникам рынка – лицензированным дилерам, биржам, брокерам (в том числе работающим на рынке «Форекс») и управляющим компаниям. В обязательном порядке им предписывается проводить идентификацию клиентов, контролировать легитимность сделок и предпринимать иные меры в рамках «антиотмывочного» законодательства. С учетом отсутствия у пользователей возможности получить «цифровые активы» наличными, такой порядок может обернуться блокировкой всех сделок (АПИ писало об этом – Под колпаком у банков). Ведение реестра выпущенных единиц криптовалюты планируется централизовать. «Это будет способствовать созданию прозрачного налогового режима для операций с криптовалютами, что приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет», – констатируют в ведомстве.

Кроме того, для защиты потребителей, не имеющих статуса профессионального инвестора, им разрешат приобрести «виртуальные знаки» одного выпуска не более чем на 50 тысяч рублей. Желающие купить больше биткойнов должны официально признать риск совершения подобных операций, то есть отказаться от государственной защиты потребителей. Вместе с тем использование криптовалюты в качестве расчетов будет запрещено. Такой подход чиновники объясняют «необходимостью сохранения конституционного статуса рубля в качестве единственного законного платежного средства и обеспечения стабильности финансовой системы России», – убеждены в Минфине. 

Причем представленный законопроект, по словам представителей финансового ведомства, является своего рода компромиссным вариантом: «Имеются разногласия с Банком России в части предусмотренной возможности обмена криптовалют на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество. По мнению Банка России, данные сделки должны быть разрешены только в отношении токенов, выпускаемых с целью привлечения финансирования», – отмечается в пояснительной записке. 

Суррогатный патриотизм

Альтернативный пакет законопроектов практически в тот же день представил депутат Госдумы Ризван Курбанок. Он предлагает создать «крипторубль» – аналог национальной валюты, имеющей хождение на территории страны, защищенный с помощью криптографических методов и использующийся участниками распределенного реестра цифровых транзакций.

Как и у чиновников финансового ведомства, альтернативный проект исключает произвольный выпуск криптовалюты – эмиссия и оборот новых денег будут контролироваться государством. Поэтому владельцы «крипторублей» лишатся существующего главного преимущества такой валюты – анонимности сделок. Для регистрации в системе расчетов необходимо будет пройти авторизацию через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Совершать операции и вести номинальные счета разрешат только уполномоченным банкам, за услуги которых придется платить комиссию.

С другой стороны, купившие новую валюту будут защищены от произвольной девальвации «крипторубля» и открытого обмана. Такие денежные знаки можно будет использовать для расчетов и в иных законных целях практически наравне с выпущенными Банком России рублями. Хотя многие вопросы, в том числе о праве всех желающих майнить «крипторубли», проект не регулирует.

«В растущей «цифровой экономике» уже на начальных этапах требуется значительный объем «крипторублей», и в дальнейшем данная потребность будет только нарастать, целесообразно использовать на полный объем вычислительные мощности с компенсацией за их использование. Законопроектом гарантируется прозрачность процесса идентификации субъектов, заключения договора, процесса работы программ, используемых для добычи «крипторублей», а также абсолютная прозрачность администрирования налоговых платежей», – отмечает парламентарий.

Мертвые президенты

Противники свободного оборота криптовалют указывают на риски, которые грозят потребителям – неквалифицированным игрокам, верящим в бесконечный стремительный рост стоимости тех же биткойнов. Надзорные органы также обеспокоены отсутствием контроля за эмиссией суррогатных денежных знаков и неуплатой налогов с совершаемых сделок.

Сторонники – апеллируют к опыту традиционных финансовых инструментов (так называемых фиатных валют). Практически все денежные знаки в мировой истории переживали взлеты и падения, причем девальвация случалась чаще и куда стремительнее. Даже США еще в середине 70-х годов прошлого века упразднили Бреттон-Вудскую систему – фактически в одностороннем порядке отказались от обязательств по обмену долларов на золото. Сами «портреты мертвых президентов» сегодня печатает дюжина входящих в Федеральную резервную систему (ФРС) банков, причем общий объем выпущенных денег (агрегатор М3), как и данные о золотых запасах, засекречены. Власти США не отрицают, что используют эмиссию для решения внутренних задач, в том числе выкупа неликвидных ценных бумаг и иных нужд. Поэтому критики введения контроля за биткойнами полагают, что доллары являются такими же суррогатами.

Эксперты также указывают на отсутствие единых правил регулирования криптовалют в развитых странах. Например, Швейцария разрешает свободных оборот биткойнов, тогда как в Китае, Южной Корее и многих других странах они запрещены. В Японии контроль за операциями с суррогатами осуществляет специальное агентство, с целью определения их происхождения и идентификации владельца движение криптовалют отслеживает и фискальная служба США.

Россия идет по «украинскому пути» – в октябре минувшего года в Верховную раду был внесен законопроект, возлагающий контроль за оборотом криптовалют на Национальный банк Украины. С доходов от майнинга и обмена планируется удерживать налоги, суррогаты разрешат использовать любым законным образом (обменивать на гривны или иную валюту, платить за товары и так далее). Сам обмен (валидацию) предлагается разрешить только через специальные биржи. В то же время «государство не несет обязательств, а также не возмещает стоимость криптовалюты в случае ее обесценивания или потери по любым другим причинам. Государство не гарантирует и не осуществляет каких-либо мер по обеспечению деятельности онлайн-сервисов по обмену криптовалюты», – отмечается в пока не принятом документе.

Мнения

 

Андрей Рябых, руководитель компании WebMaster SPb

В настоящее время оборот биткойнов в России вообще не урегулирован. Но поскольку все криптобиржи и обменники находятся за границей, то есть вне зоны российской юрисдикции, на владельцев биткойнов наши законы не распространяются. С другой стороны, у них нет пока и никаких прав, но есть обязанности – фискальное ведомство требует платить налог с доходов от продажи биткойнов.

Принятие предложенного Министерством финансов РФ законопроекта переведет часть рынка криптовалют в «серую» и даже «черную» зону. Хотя рынок биткойнов он не регулирует, а регламентирует оборот так называемых токенов, которые размещает один эмитент. Проект депутата  Ризвана Курбанока касается только «крипторубля».

Надо также понимать, что криптовалюта – это децентрализованная распределенная база данных. Именно благодаря этому она устойчива.  Реально проконтролировать или запретить процесс майнинга биткойнов государство не сможет.