Рейтинг@Mail.ru
home

04.04.2018

Почтальон будет звонить только один раз

04.04.2018. АПИ — Порядок доставки и вручения писем, бандеролей и иной корреспонденции упростили. Приказ, подписанный министром связи и массовых коммуникаций России, будет применяться уже с 9 апреля.

Действующие Правила оказания услуг почтовой связи предусматривают вручение адресату первичного, а спустя неделю – вторичного извещения о поступлении на его имя заказного или ценного отправления. Если через один рабочий день после такого приглашения корреспонденция не будет получена, оператору разрешалось взимать плату за хранение письма, бандероли или посылки.

В Минкомсвязи решили отказаться от такой процедуры: «Доставка вторичных извещений должна производиться под расписку адресата, однако данное условие в силу объективных обстоятельств в большинстве случаев является невыполнимым. Поэтому вторичные извещения, как правило, так же как и первичные, опускаются в абонентские почтовые ящики. Такой способ уведомления является неэффективным», – пояснили чиновники. Внесенные в Правила поправки упраздняют вручение вторичного извещения, но, одновременно, освобождают нерасторопных получателей от оплаты услуг ФГУП «Почта России» по хранению их корреспонденции. По общему правилу письма теперь будут ждать адресата 30 календарных дней, бандероли, посылки и переводы – 15 дней. «Изменения соответствуют актам Всемирного почтового союза и отвечают интересам как пользователей услугами почтовой связи, заинтересованных в скорейшей доставке товаров, так и операторов», – убеждены в ведомстве. Новый приказ узаконил и срок хранения судебных писем – семь дней (не считая дня поступления, вручения и выпадающих на этот период нерабочих праздничных дней). 

Впервые регламентирован порядок фиксации персональных данных получателей заказных писем – при вручении они должны будут заполнить предложенную оператором форму, указав в том числе фамилию, имя, отчество и реквизиты удостоверяющего личность документа. Ранее Роскомнадзор настаивал на незаконности такой обработки приватной информации. Даже после того, как арбитражный суд принял по этому вопросу решение в пользу ФГУП «Почта России» (АПИ подробно писало о нем – Почтовикам разрешили собирать паспортные данные), заместитель начальника Управления контроля и надзора в сфере связи надзорного ведомства Олег Ковалев заявил журналисту АПИ, что требование оператора связи к получателям заказной письменной корреспонденции «является избыточным и противоречит требованиям действующего законодательства».

В то же время обновленные Правила допускают применение современных технологий. Так, вместо бумажных извещений оператор с согласия адресата может использовать любой способ информирования о поступлении корреспонденции. Предполагается, что это будут SMS-уведомления, мобильные приложения и так далее. Равно как для получения корреспонденции разрешается применять коды, пароли, электронные носители информации и иные способы, «обеспечивающие достоверное установление сведений о пользователе». 

Кроме того, сотрудникам почты разрешили требовать представлять посылки, бандероли и иные отправления в открытом виде «при возникновении подозрений о наличии в них запрещенных к пересылке предметов или веществ». Тогда как действующие правила предполагали выявление неких признаков таких предметов.

Также строго регламентируется порядок предъявления претензий, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи. 

В пресс-службе ФГУП «Почта России» пока отказались прокомментировать изменения, пообещав опубликовать подробные разъяснения только в день вступления изменений в силу.

Справка

В 2017 году операторы почтовой связи обработали почти 1,4 млрд писем, более 100 млн посылок и 55 млн почтовых переводов. В России работает более 42 тысяч отделений связи и более 110 тысяч почтальонов.