Рейтинг@Mail.ru
home

05.04.2018

Вкладчикам разрешили забирать накопления из проблемных банков

05.04.2018. АПИ — Предбанкротное состояние кредитной организации не лишает ее клиентов права забирать свои вклады. Решение по такому делу 2 апреля принял Верховный суд России.

В спорной ситуации оказался бывший клиент банка «Унифин» Рашит Сайфутдинов. 16 февраля 2016 года Банк России отозвал у этой кредитной организации лицензию, вскоре она была объявлена банкротом. В ходе проводимой проверки конкурсный управляющий, функции которого выполняла государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), обнаружил, что за пять дней до прекращения деятельности банк выдал Рашиту Сайфутдинову почти 2,6 млн рублей, 40 тысяч долларов и более 25 тысяч евро. Тогда как из-за отсутствия средств на корреспондентском счете операции других клиентов были приостановлены. По закону такие сделки могут быть признаны недействительными, причем нарушение со стороны контрагента де-факто презюмируется.

Арбитражный суд Москвы счел доводы АСВ обоснованными и удовлетворил требования конкурсного кредитора, по существу обязав вкладчика вернуть полученную им в «приоритетном» порядке сумму. Апелляционная и кассационная коллегии признали такое решение законным и обоснованным.

Тогда как Верховный суд России пришел к выводу, что установленная законом презумпция касается только проведения платежей, а не любых операций: «Наличие в банке картотеки не может образовывать презумпцию при оспаривании сделок по выдаче наличных денежных средств добросовестным вкладчикам (клиентам) банка. Иное означало бы применение по подобного рода обособленным спорам пониженного стандарта доказывания к конкурсному управляющему, что не соответствует статусу обычных граждан-вкладчиков, являющихся, как правило, слабой стороной правоотношений», – отмечается в решении высшей инстанции.

Также было установлено, что Рашит Сайфутдинов заранее планировал снять вклад для покупки квартиры, соответствующую заявку на выдачу наличных он подал еще за две недели. Полученные средства были незамедлительно использованы для оплаты недвижимости, а оставшаяся сумма в 600 тысяч рублей возвращена на счет в банк «Унифин». Служители Фемиды пришли к выводу, что этот факт «свидетельствует о добросовестности поведения вкладчика, который не предполагал, что кредитная организация испытывает финансовые трудности». «Однако суд первой инстанции какой-либо правовой оценки доводам сторон, связанным с добросовестностью ответчика при снятии вклада, не дал. Это свидетельствует о неполном выяснений обстоятельств, имеющих существенное значение для дела», – констатировал Верховный суд России.

Принятые против Рашита Сайфутдинова решения были отменены. При новом рассмотрении конкурсному кредитору придется доказать недобросовестность вкладчика.

Напомним, что так называемые «проблемные» банки нередко использовались для проведения фиктивных платежей в бюджет: корпоративные клиенты уплачивали через них налоги, заведомо зная о неисполнении данных поручений. Еще в 2001 году Конституционный суд России признал возможным принудительное взыскание с таких недобросовестных компаний не поступивших в бюджет налогов. Однако на практике фискальные органы стали презюмировать недобросовестность практически всех налогоплательщиков, уплаченные которыми средства не дошли до казны из-за финансовых проблем коммерческих банков (АПИ подробно писало о таких спорах – Проблемные налоги).

Справка

В 2017 году прекратило деятельность 53 банка. Почти 1,6 млн их вкладчиков получили возмещение в размере 465 млрд рублей.

В настоящее время АСВ осуществляет функции конкурсного управляющего или ликвидатора в отношении 321 кредитной организации, объем требований к которым достигает 2,7 трлн рублей.