Рейтинг@Mail.ru
home

06.04.2018

Пристойность рекламы оценят потребители

06.04.18. АПИ — Для оценки этичности рекламы надзорные органы могут проводить опросы на сайтах и в социальных сетях, но результаты голосования не имеют решающего значения. Такой порядок определила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Действующее законодательство запрещает использование в рекламе «бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений». Чаще всего таковыми признают эротические и любые иные изображения или слоганы, нарушающие «общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности».

По мнению заместителя руководителя антимонопольного ведомства Андрея Кашеварова, вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, основанный на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. «При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта – возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее. Возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения».

Поэтому для сбора мнений о пристойности конкретной рекламы территориальным органам ФАС разрешается проводить опросы посетителей официального сайта и в социальных сетях. В то же время результаты такого «плебисцита» будут иметь исключительно рекомендательный характер: «Для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы. Достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную», – полагает Андрей Кашеваров.

Кроме того, руководство ФАС не исключает злоупотреблений со стороны участников такого опроса, в том числе многократного голосования с использованием разных IP-адресов и создания фейковых аккаунтов. Поэтому «достоверность итоговых результатов голосования может вызывать сомнения, и они не могут применяться в качестве единственного доказательства по делу», – отмечается в разъяснениях ведомства.

На практике «мнением общественности» чиновники надзорной службы чаще всего признают заявления и отзывы различных общественных и религиозных организаций, а также выводы экспертных советов. Управление ФАС по Московской области один раз вынесло на суд посетителей сайта вопрос об этичности рекламы бензоколонки, на которой изображалась девушка в незастегнутой блузке. Результаты голосования так и не были опубликованы, но административного дела против владельца АЗС в базе данных ведомства АПИ обнаружить не удалось.

Тогда как, например, поводом для обвинения сети компьютерных магазинов в Ставрополье стало обращение местного «Родительского комитета». В использовании прикрытой ценниками фотографии «задней части» блюстители нравственности сочли оскорбительным образом, «принижением роли женщины в обществе как равноправного его члена, символа материнства и всеобщего почитания, художественного и литературного восхваления и вдохновения». Чиновники антимонопольного ведомства и служители Фемиды признали доводы родителей убедительными. 

Напомним, что в июле 2016 года в Госдуму был внесен специальный законопроект о запрете рекламы, которая «эксплуатирует интерес к сексу и (или) сексуальным функциям, формирует легкомысленное и (или) неуважительное отношение к сексуальным функциям и (или) к реализации сексуальных функций» (АПИ подробно писало об этом –  Реклама без секса). Однако Правительство России сочло такие меры избыточными и нецелесообразными, а действующие нормы – достаточными для защиты потребителей от неэтичной рекламы. Парламентарии отклонили законопроект.