Рейтинг@Mail.ru
home

09.04.2018

Советские фильмы могут обобществить

09.04.18. АПИ — Советских режиссеров, сценаристов, художников и иных творческих работников предлагается лишить прав на созданные на работе авторские произведения. Такой законопроект внесен в Госдуму.

Действующий в советское время Гражданский кодекс РСФСР сохранял за сотрудниками государственных организаций авторские права даже на созданные в порядке выполнения служебного задания произведения, в том числе кино и мультфильмы, теле- и радиопрограммы, фонограммы, сценарии, иные произведения науки, литературы и искусства. Права действовали в течение всей жизни автора, а после его смерти на 25 лет переходили наследникам.

В ходе реформы законодательства 1993 года срок защиты авторских прав увеличили до 50 лет со дня смерти создателя. Причем такие требования распространялись и на созданные в советский период произведения.

По мнению депутата федерального парламента Олега Смолина, в результате такого расширения осуществлялась «приватизация части советского общенародного культурного достояния». В целях восстановления таких прав депутат предлагает признать перешедшими в общественное достояние произведения науки, литературы или искусства, созданные по государственному контракту для государственных нужд и обнародованные до 1993 года. Такую «деприватизацию» планируется провести с 1 января 2019 года. 

Отметим, что вокруг авторства многих советских произведений и их героев разгораются многочисленные споры. Например, писатель Эдуард Успенский считает себя автором образов Чебурашки, Крокодила Гены, Кота Матроскина и многих других мультипликационных персонажей. Однако при рассмотрении одного из исков литератора выяснилось, что в его повестях дается лишь общее описание известных героев, а образы были созданы сотрудниками студии «Союзмультфильм» – художниками-постановщиками, мультипликаторами, прорисовщиками, фазовщиками, оформителями игровых кукол, кукловодами и так далее: «Персонаж аудиовизуального произведения – результат интеллектуальной деятельности творческого коллектива, создавшего мультипликационные фильмы. При этом существовавшие до этого различные объекты авторского права разных форм выражения, вошедших в фильм составной частью, – литературного сценария, режиссерского сценария, эскизов и прочие, в результате их творческой оригинальной интеграции приводят к созданию новой синтетической формы», – заключил суд, отклоняя иск Эдуарда Успенского.