Рейтинг@Mail.ru
home

25.05.2018

Наследникам страхователей предоставили права потребителей

25.05.2018. АПИ — Взыскивающие страховое возмещение по случаю смерти клиента наследники вправе требовать взыскивания высокой неустойки и штрафа. К такому выводу пришел Верховный суд России.

В 2008 году житель Воронежа Евгений Казьмин взял ипотечный кредит в «Номос-банке». По настоянию кредитной организации жизнь и трудоспособность заемщика были застрахованы ОАО «Военно-страховая компания» (ВСК) на весь период возврата кредита. После смерти заемщика его сын – Илья Казьмин, обратился за выплатой страхового возмещения, но получил отказ. По мнению компании, смерть наступила из-за алкогольной кардиомиопатии (сердечной недостаточности, возникшей в результате длительного злоупотребления спиртными напитками), а такие случаи не являются страховыми.

Рассмотрев иск наследника и заключение судебно-медицинской экспертизы, служители Фемиды не усмотрели причинно-следственной связи между употреблением алкоголя и смертью заемщика. В момент ее наступления Евгений Казьмин также был трезв. Кроме самого возмещения в размере 1,5 млн рублей, суд первой инстанции взыскал со страховщика установленную Законом РФ «О защите прав потребителей» неустойку, компенсацию морального вреда и штраф в размере 826 тысяч рублей за несоблюдение законных требований истца в добровольном порядке.

Однако Воронежский областной суд отменил такое решение в части взыскания санкций, не признав истца потребителем услуг страховой компании: «Стороны не состоят непосредственно в договорных правоотношениях по оказанию услуг, а Казьмин И.Е. приобрел право требования по договору, заключенному ответчиком с его отцом, только в порядке наследования», – констатировала апелляционная коллегия.

В свою очередь Верховный суд России указал на ошибочность такого вывода. Ведь закрепленные законом права потребителя распространяются не только на самих покупателей или заказчиков, но и на граждан, которые используют приобретенные товары, работы или услуги на законном основании (в том числе наследники и лица, которым вещь была отчуждена впоследствии). «После смерти Казьмина Е.Н. к его наследнику Казьмину И.Е. перешло право требовать исполнения договора комплексного ипотечного страхования, а, следовательно, на отношения между Казьминым И.Е. и САО «ВСК» распространяется Закон о защите прав потребителей, в том числе в части взыскания штрафа и компенсации морального вреда», – отмечается в решении высшей инстанции.

Справка

В 2017 году российские суды рассмотрели почти 4,5 тысячи исков граждан о взыскании возмещения по полисам страхования жизни и здоровья, более 90 процентов из них на сумму в 278 млн рублей было удовлетворено.