Рейтинг@Mail.ru
home

28.05.2018

Генеральный прокурор России: следователи должны помнить о неотвратимости наказания

28.05.2018. АПИ — Для решения проблемы защиты бизнеса необходимо наказывать самих следователей. Об этом на Петербургском международном экономическом форуме заявил Генеральный прокурор России Юрий Чайка.

По мнению всех участников состоявшейся дискуссии, самым страшным «кошмариванием» остается возбуждение уголовных дел. По словам Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, такому давлению пока не удалось противостоять, а для решения этой проблемы надо усиливать роль прокуратуры в надзоре за следствием и привлекать к ответственности самих чиновников: «Уже 22 человека осуждено по статье 169 Уголовного кодекса РФ – «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Она слишком мягкая, не такая, какие предъявляются бизнесу», – говорит омбудсмен.

Сам Юрий Чайка считает эти меры ключевой задачей: «Каждый правоохранитель должен понимать, что принцип неотвратимости наказания будет работать и против него. Любой следователь должен помнить, что за допущенные нарушения он будет привлечен вплоть до уголовной ответственности. Только это позволит кардинально поменять климат. В СССР за неправомерное задержание на три часа к следователю применялось дисциплинарное взыскание, задержание на трое суток влекло увольнение, незаконный арест – привлечение к уголовной ответственности. Мы также рассчитываем на возвращение прокуратуре полномочий по надзору за следствием», – заявил Генеральный прокурор России.

По словам соучредителя адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрия Афанасьева, около половины уголовных дел в России против предпринимателей возбуждается для сбора доказательств по гражданским спорам. А председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников кардинально ставит вопрос: «Какое правосудие мы выбираем – инквизиционное или состязательное? Если инквизиционное, то читайте Вышинского и Крыленко. Если же состязательное, то «отсидка» до суда – это наказание», – убежден парламентарий.

Другой способ давления на бизнес – административные расследования. «Ни для кого не секрет, что сегодня они используются как «лазейка» для обхода установленных законом ограничений, – говорит Юрий Чайка. – Необходимо возложить на надзорные органы обязанность получать разрешение прокуратуры на их проведение». Уже сейчас подчиненные Юрия Чайки отменяют до половины планируемых разными ведомствами ревизий, в том числе не усматривая оснований для их проведения. «На самом же деле цель большинства административных расследований – добиться своего и оштрафовать предпринимателя, – пояснил Борис Титов. – По нашему мнению, расследования  не должны приводить к назначению наказания».

Напомним, что на опасность уголовного преследования бизнеса неоднократно указывал и глава государства: «Абсолютное большинство, 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили. Это прямое разрушение делового климата», – еще два года назад заявил президент России Владимир Путин в послании к Федеральному собранию.

Справка

По данным Генеральной прокуратуры России, в 2017 году было зарегистрировано 105 тысяч преступлений экономической направленности, перед судом предстало 9,4 тысячи таких обвиняемых, 6,5 тысячи признано виновными.