Рейтинг@Mail.ru
home

28.05.2018

Контролировать российский интернет предлагается за счет иностранных поставщиков контента

28.05.2018. АПИ — Для финансирования строительства инфраструктуры связи, в том числе внедрения так называемого «закона Яровой», российские операторы должны отказаться от принципа сетевого нейтралитета. С такой инициативой на Петербургском международном экономическом форуме выступил президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский.

По его словам, мировые лидеры интернет-индустрии, такие как YouTube, Google, Facebook и другие, зарабатывают на российских пользователях десятки миллиардов долларов, но не платят налогов и не вкладывают средств в инфраструктуру. «Очевидно, что сложившаяся за последние 15-20 лет модель, когда инфраструктура развивается за счет средств телеком-операторов, в значительной степени себя изжила. Бизнес операторов сегодня не растет, тогда как идет гигантское перераспределение доходов рекламного рынка и контент-услуг. Принцип сетевого нейтралитета, исключающий влияние оператора на доступ к любой информации, когда все виды трафика равноправны и равнозначны, на первом этапе развития рынка интернета и контента был правильным. Но сегодня мы стоим перед выбором: либо должны за счет своих денег обеспечивать скачивание большого объема информации, прежде всего развлекательного характера, либо сосредоточиться на более важных задачах развития общества. Да, мы хотим взять деньги с мировых лидеров – это потребность завтрашнего дня. Только за счет средств государства и телеком-бизнеса стоящие задачи не решить. У оператора должно быть законодательно закрепленное право регулировать трафик в зависимости от его приоритетности в интересах государства и общества. В частности, значительный объем трафика, который мы должны будем хранить в соответствии с «законом Яровой», приходится как раз на скачиваемое пользователями видео. Субсидировать деятельность крупных мировых игроков (Google, Amazon, Apple и так далее) я считаю неправильным. Если они хотят работать с российскими пользователями и получать рекламную выручку – будьте любезны платить тут налоги и участвовать в развитии инфраструктуры», – убежден Михаил Осеевский.

Участники дискуссии напомнили, что администрация Президента США Дональда Трампа уже отменила сетевой нейтралитет, но сенаторы пытаются его защитить. 

По словам операционного директора ПАО «Мегафон» Анны Серебряниковой, принцип сетевого нейтралитета законом не закреплен: «Сегодня мы заключаем сделки по трафику, и ни Федеральная антимонопольная служба, ни Роскомнадзор нас за это не ругают. Закон Яровой — это необходимость. Но благодаря внутренним производителям удалось снизить расходы на его реализацию более чем в десять раз, сегодня, по нашим прогнозам, «Мегафон» потратит в ближайшие пять лет 35-40 млрд рублей. Конечно, это дополнительная нагрузка на бизнес, но отрасль с ней справится», – констатирует Анна Серебряникова.

А в ПАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») признают абсурдность требований по накапливанию зашифрованного трафика (АПИ подробно писало об этом – Непрослушиваемая почта): «Да, будем хранить гигабайты «мусора». Причем за счет клиентов», – пояснил АПИ исполнительный вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти Михаил Якушев.

Кроме того, по его мнению, дело Telegram – первый случай, когда телеком-операторы оцениваются не по качеству предоставления услуг, а по тому, как они их «портят». «Почему наш российский парень [Павел Дуров], который создал такой интересный ресурс, как «ВКонтакте», становится вдруг террористом и экстремистом? Почему его ресурсы начинают вдруг запрещать?» – вопрошает Михаил Якушев.

В свою очередь, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров напомнил, что история по блокировке мессенджера Telegram самая публичная, хотя ранее такие меры применялись в отношении социальной сети LinkedIn: «Технически блокировка – это процесс. У нас есть свой сценарий, и в отношении Telegram он будет завершен, следите за новостями», – заявил глава надзорного ведомства.

Напомним, что с прошлого года иностранные компании, предоставляющие российским пользователям услуги в интернете (контент, мобильные приложения и иные), уплачивают 18-процентный налог на добавленную стоимость (прозванный «налогом на Google»). Удерживать и перечислять его в отечественный бюджет должны налоговые агенты – российские корпоративные плательщики (АПИ писало о введении такой обязанности – Налог на «облака»).