Рейтинг@Mail.ru
home

04.06.2018

Полных проводниц признали профнепригодными

04.06.2018. АПИ — Установленные медицинские противопоказания для работы на железнодорожном транспорте страдающих ожирением не нарушают их прав. К такому выводу пришел Верховный суд России.

Действующие медицинские требования к работникам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой, были введены Министерством здравоохранения РФ в 2005 году. В частности, противопоказанием признаются болезни эндокринных органов, в том числе ожирение с индексом массы тела более 40 или, наоборот, недостаточность питания с индексом массы тела ниже 17. Из-за такого заболевания Анна Суханова была признана негодной для выполнения обязанностей проводника пассажирских вагонов. Считая действующий подход дискриминационным, железнодорожница обратилась в высшую инстанцию с требованием признать норму незаконной, поскольку она устанавливает запрет на работу по антропологическим данным. «Превышение индекса массы тела более 40 не препятствовало и не препятствует выполнению трудовой функции по профессии проводника пассажирских вагонов», – заявила Анна Суханова.

Служители Фемиды пришли к выводу, что используемые в спорном правовом акте понятия соответствуют рекомендациям Всемирной организации здравоохранения: индекс массы тела используется для диагностики ожирения и избыточного веса у взрослых и определяется как отношение массы к росту. Так, индекс равный 25, свидетельствует о диагнозе «избыточный вес» или «ожирение», 30 – ожирение, свыше 40 – соответствует самой тяжкой форме – «ожирению III степени». «Оспариваемое нормативное положение относит к медицинским противопоказаниям не любое заболевание в виде ожирения, а исключительно его отдельную (тяжелую) степень, что обеспечивает охрану здоровья и самого работника», – отмечается в решении суда.

Кроме того, высшая инстанция указала, что сами по себе медицинские требования не регулируют трудовые права, а потому не могут рассматриваться как дискриминация. Действительно, при выявлении у сотрудника соответствующих противопоказаний работодатель обязан отстранить его от работы. Медицинское противопоказание может быть выявлено при проведении соответствующего осмотра: «По его результатам проводится экспертиза профессиональной пригодности врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов, в компетенцию которой входит разрешение вопроса о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ», – констатировал суд, отклоняя заявление Анны Сухановой.

Напомним, что требования к росту и полноте стюардесс неофициально установила крупнейшая российская авиакомпания – ПАО «Аэрофлот». В частности, бортпроводники с индексом массы тела свыше 25 могли сниматься с международных линий, а более 35 – признавались не годными к выполнению работы по состоянию здоровья. Негласно таких сотрудниц именовали «СТС» («старые, толстые, страшные»). Оправдывая проводимую кадровую политику, представители перевозчика утверждали, что «превышение габаритов» делает затруднительным быстрое передвижение стюардесс по салону, а избыточный вес может отражаться на выполнении обязанности по эвакуации. Московский городской суд признал действия «Аэрофлота» дискриминацией (АПИ подробно писало об этом решении – Трудовой кастинг).