Рейтинг@Mail.ru
home

06.06.2018

Иностранцы теряют интерес к российским сиротам

06.06.2018. АПИ — Количество международных усыновлений детей продолжает снижаться. Возможности принять на воспитание ребенка из нашей страны в минувшем году лишились граждане Германии. Практику разрешения таких вопросов представил Верховный суд России.

По закону усыновление иностранными гражданами допускается только при отсутствии возможности передать детей на воспитание в российские семьи или родственникам. Такие дела рассматриваются областными и приравненными к ним судами (краевыми, республиканскими и так далее). Служители Фемиды обязаны в том числе проверять, какие меры предпринимались органами опеки и попечительства, искали ли чиновники родственников и так далее. Порой с ребенком знакомятся до 62 и даже 88 соотечественников, но все они отказываются от его усыновления. В то же время в ходе разбирательства дела выявляются и грубые нарушения. Например, Волгоградский областной суд вынес частное определение в связи с бездействием сотрудников органа опеки и попечительства, которые не попытались устроить ребенка в семьи его родственников и опекуна сестры.

Иностранцам такие дети могут быть переданы только через год после включения информации о них в федеральный банк данных. Практика показывает, что подавляющее большинство поданных заявлений об усыновлении удовлетворяется. Одним из немногих исключений стало дело холостого гражданина Германии: отклоняя его прошение, Иркутский областной суд указал, что на территории ФРГ 1 октября 2017 года вступил в силу закон о легализации однополых браков. Тогда как согласно действующему Семейному кодексу РФ усыновлять российских детей в такие государства разрешается только супружеским гетеросексуальным парам.

В иных случаях иностранцы не могут получить одобрение своей страны. Например, согласно выданному Каталонским институтом опеки и усыновления социально-психологическому отчету супружеская пара признавалась подходящей на роль родителей при усыновлении ребенка из России в возрасте до трех лет. Поскольку на момент рассмотрения дела он уже повзрослел, заявителям было предложено представить иное одобрение испанских властей. Только после того, как тот же Каталонский институт уточнил свое заключение, суд удовлетворил заявление об усыновлении.

Немало споров возникает вокруг медицинских заключений о здоровье усыновителей. В большинстве случаев иностранцы могут представить отчет, составленный врачами их страны и соответствующий требованиям, установленным Министерством здравоохранения РФ. При отсутствии возражений и оснований не доверять, такое заключение принимается как соответствующее действительности. В противном случае суд предлагает иностранцам пройти обследование в России. Например, оценив заключение, выданное итальянским врачом общей практики, Санкт-Петербургский городской суд не обнаружил в нем сведений о результатах медицинских осмотров врачами-специалистами, а также лабораторных и рентгенографических исследований.

Также служителям Фемиды предписывается учитывать наличие психологического контакта между усыновителями и ребенком. Так, суд пришел к выводу, что в первые же дни общения заявителями с девочкой был установлен хороший эмоциональный контакт, ребенок хотел уехать с ними. «Второй встрече девочка была очень рада, обняла заявителей, сидела у них на коленях и называла мамой и папой», – отмечается в решении. В другом случае сам десятилетний ребенок признался, что давно знает французскую пару, называет по именам, считает их добрыми и хорошими, понимает их намерение принять его в свою семью, хорошо проводил с ними время, понимает и учит французские слова. 

Однако сам вопрос об участии ребенка в судебном процессе остается спорным. По закону суд обязан опрашивать детей, достигших четырнадцатилетнего возраста. Практика свидетельствует, что чаще всего при разрешении дел об усыновлении суды выясняли мнение десятилетних и даже более младших. Высшая инстанция напоминает, что решая этот вопрос, необходимо учитывать мнение руководителя детского учреждения, представителя органа опеки и попечительства, заключения врачей и педагога-психолога, а также результаты проведенного тестирования ребенка. Например, Алтайский краевой суд отказался от опроса шестилетней девочки, так как, по мнению специалистов, «с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития она не достигла достаточной степени зрелости и не способна формулировать свои собственные взгляды», а участие в судебном заседании может негативно сказаться на ее психическом, эмоциональном и физическом состоянии.

Справка

В 2017 году суды рассмотрели 336 дел о международном усыновлении детей, в 334 случаях заявления были удовлетворены. Количество заявлений относительно 2016 года сократилось на 22,4 процента, за два года – в два раза. Чаще всего российских детей принимали граждане Италии (почти 55 процентов), Испании (15 процентов) и Франции (5 процентов).

Также суды приняли почти 12 тысяч решений об усыновлении детей в российские семьи. За год их число снизилось на 6 процентов.