06.07.2018
06.07.2018. АПИ — Гаджеты со встроенными штатными средствами аудио- и видеозаписи не будут признаваться специальными средствами негласного получения информации. Такие поправки предлагается внести в Уголовный кодекс РФ.
Действующее законодательство допускает продажу и даже приобретение таких специальных технических средств только на основании лицензии. Незаконное владение устройствами для «прослушки» признается преступлением и карается в том числе лишением свободы на срок до четырех лет. В то же время критерии отнесения гаджетов к запрещенным средствам закон не определяет. В утвержденный Правительством России перечень включены устройства для негласного получения и регистрации акустической информации, визуального наблюдения и документирования, прослушивания телефонных переговоров и другие.
Вопрос о неопределенности этих понятий еще в 2011 году рассмотрел Конституционный суд России. Заявители были осуждены за сбыт диктофонов и видеокамер, закамуфлированных под бытовые предметы (губную помаду, авторучку, брелки автомобильной сигнализации и так далее). Служители Фемиды пришли к выводу, что преступлением может признаваться только производство, сбыт или приобретение устройств, которые предназначены (разработаны, приспособлены, запрограммированы) для негласного (то есть тайного, неочевидного, скрытного) получения информации. Они могут использоваться для вторжения «в уязвимую для внешнего вмешательства сферу частной жизни», что ведет к нарушению конституционных прав личности. Тогда как рассчитанные лишь на бытовое использование массовым потребителем устройства не могут быть отнесены к специальным техническим средствам, если «только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения», – заключил Конституционный суд России.
Только спустя семь лет Федеральная служба безопасности предложила уточнить соответствующие понятия в Уголовном кодексе РФ. Аналогичные поправки предлагается внести и в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за незаконное использование спецтехники в частной детективной или охранной деятельности.
В настоящее время судебная практика по вопросу отнесения тех или иных гаджетов к средствам негласного получения информации остается противоречивой. Например, москвич Нежданов был осужден к году лишения свободы условно за продажу автомобильного зарядного устройства с замаскированным аудиорегистратором с возможностью скрытого прослушивания. Многочисленные приговоры связаны со сбытом авторучек со встроенными видеокамерами и иных подобных «шпионских» устройств.
Вместе с тем у екатеринбуржца Маленкина полиция изъяла наручные часы «Watch DVR W2000», имеющие в том числе встроенную функцию аудио- и видеозаписи. Доверившись заключению экспертов Федеральной службы безопасности, служители Фемиды отклонили ссылку адвокатов на постановление Конституционного суда России, но ограничили наказание штрафом в размере 50 тысяч рублей.
По данным Судебного департамента, в 2017 году за незаконный оборот предназначенных для негласного получения информации специальных технических средств было осуждено 254 человека, в том числе четыре приговорены к реальному и 33 – к условному лишению свободы, 173 – к штрафу и 26 – к ограничению свободы.