Рейтинг@Mail.ru
home

16.12.2015

Откупись от правосудия

Впервые совершившие преступления небольшой и средней тяжести получат возможность избежать наказания и судимости. Для этого достаточно будет заплатить штраф и компенсировать причиненный материальный ущерб. Проект такой «гуманизации» уголовного законодательства подготовил Верховный суд России.

16.12.2015. АПИ — Новая концепция, уже одобренная Президентом России Владимиром Путиным, призвана снизить число осужденных к лишению свободы. Альтернативой колонии должны стать так называемые меры уголовно-правового характера.

Условно преступник

Либеральной системой правосудия, по предварительным расчетам, смогут воспользоваться до 300 тысяч человек в год или около 40 процентов всех подсудимых. Гуманно предлагается относиться к уличенным в умышленных или совершенным по неосторожности преступлениям, максимальное наказание за которые не превышает пяти и десяти лет соответственно.

По мнению руководства Верховного суда России, такие деяния нередко не обладают достаточной степенью общественной опасности. «Негативные последствия от судимости в таких случаях (причем не только для самого осужденного, но и для его близких родственников) не вполне адекватны характеру этих деяний или личности осужденного. Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать декриминализация некоторых деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, а также либерализация уголовного закона такими способами, как увеличение суммы хищения чужого имущества, с которой наступает уголовная ответственность, и расширение оснований освобождения от нее», – полагают служители Фемиды.

Внесенный законопроект предусматривает, что возместив ущерб или иным образом загладив причиненный преступлением вред, такие подозреваемые и обвиняемые еще на этапе следствия вправе будут просить о прекращении дела. Вместо реального или условного лишения свободы либо иного наказания будет применяться мера уголовно-правового характера – штраф, лишение специальных прав (например, водительских), обязательные или исправительные работы.

Определена и специальная калькуляция: один месяц отбывания в колонии виновником приравнивается к 240 часам обязательных или трем месяцам исправительных работ. В любом случае в качестве меры уголовно-правового характера может быть назначен штраф максимум в 2,5 млн рублей, не более года исправительных или 240 часов обязательных работ.

При этом формально отбывающий «меры» не становится преступником, не является осужденным и даже не обязан признавать свою вину или раскаиваться. С другой стороны, сейчас примерно половина осужденных за преступления небольшой и средней тяжести получает условные сроки – это для подавляющего большинства более мягкое наказание, нежели реальный штраф.

Кроме того, сведения о применении «меры» остаются в базе данных МВД России. Поэтому отказавшийся от суда не получит «чистую» справку и не сможет в дальнейшем работать в образовательной и многих других сферах, стать полицейским, судьей и так далее.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа или исполнения иной «меры», уголовное дело может быть возобновлено.

Воруй только раз в году

Также предлагается декриминализировать ряд преступлений, в том числе мелкую кражу, побои, угрозу убийством и подделку документов. К уголовной ответственности будут привлекаться только совершившие такие деяния повторно либо когда мотивом побоев или угрозы стали хулиганские побуждения, расовая, национальная, религиозная, политическая, идеологическая или социальная ненависть.

В иных ситуациях вместо следствия и уголовного суда виновных планируется привлекать к административной ответственности (в том числе аресту на срок до 30 суток). Такая политика позволит освободить от судимости примерно 130-140 тысяч человек в год.

Вместе с тем прописанные в законопроекте формулировки могут привести к фактической легализации достаточно опасных преступлений, в том числе краж и побоев. Ведь «рецидивистом» считается только лицо, подвергнутое административному наказанию за такой проступок или имеющее судимость. Однако правонарушитель считается подвергнутым административному наказанию только в течение года со дня исполнения соответствующего постановления (уплаты штрафа или иного). То есть пойманный с поличным воришка может заплатить штраф и через год без риска оказаться под судом вновь заняться ремеслом.

Но служители Фемиды убеждены, что декриминализация позволит эффективно защитить законопослушных россиян от противоправных деяний, а правоохранительные органы смогут сосредоточить свои кадровые, технические и иные ресурсы на расследовании опасных преступлений. В обосновании разработчики законопроекта ссылаются на советский опыт применения административных мер вместо привлечения к уголовной ответственности – по статистике, такие лица редко совершали новые преступления.

Справка

По данным Судебного департамента, почти 29 процентов от общего числа осужденных приговариваются к реальному, еще 27 процентов – условному лишению свободы. Почти каждое пятое уголовное дело прекращается в связи с примирением подсудимого с потерпевшими.

Мнения

 

Алексей Добрынин, партнер, руководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen&Paper

В предложенном законопроекте есть положительные стороны и не очень. Так, к примеру, сейчас уголовное дело по преступлениям небольшой и средней тяжести может быть прекращено в связи с примирением сторон. Эта возможность всегда интересна и потерпевшему (возмещением морального, материального вреда), и обвиняемому (отсутствие судимости).

Однако идея по применению к обвиняемому уже после прекращения уголовного дела «мер уголовно-правового характера» ставит под сомнение необходимость использования им института примирения.

Декриминализации может быть подвергнуто бытовое насилие (обычные побои). Сейчас, на практике, сам факт отнесения подобных действий к разряду уголовно наказуемых играет далеко не последнюю роль в предотвращении совершения этого преступления. Предложенный вариант спровоцирует рост числа бытовых побоев. Не менее опасна декриминализация такого преступления, как угроза убийством. То есть можно, не опасаясь уголовного преследования, доставать биту, нож, пистолет и размахивать ими.

А вот идею обязать следователя разъяснять подозреваемым и обвиняемым право примириться с потерпевшим можно только приветствовать. Учитывая сегодняшний обвинительный уклон следствия на практике, то первоочередная его задача – направить его в суд. Хотя следователь, как лицо процессуально независимое, должен отрабатывать все версии, в том числе и защиты.

Кроме того, предложенная в законопроекте возможность примириться с потерпевшим на стадии апелляционного производства дает дополнительные гарантии для защиты прав потерпевших.