Рейтинг@Mail.ru
home

17.12.2015

Кто ответит за квартирных мошенников?

Росреестр будет огражден от претензий жертв квартирных мошенников – Правительство России готово выплачивать специальные компенсации даже когда чиновники регистрирующего органа не виноваты в оформлении сделки по подложным документам. Но ждать даже мизерного возмещения потерпевшим придется до смерти.

17.12.2015. АПИ — Действующее законодательство предусматривает право граждан, лишившихся единственного жилья по независящим от них обстоятельствам, получить из бюджета компенсацию в пределах 1 млн рублей. Она выплачивается при условии, что вступившее в силу решение суда о взыскании ущерба с виновной стороны не исполнено в течение года.

Человек, похожий на собственника

Для оформления сделки купли-продажи недвижимости ее собственник вправе сегодня обратиться в офисы Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) или в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Сам договор заключается в простой письменной форме, а чиновник (сотрудник МФЦ) обязан идентифицировать продавца по паспорту или иному удостоверяющему личность документу.

Упрощение процедуры регистрации сделок открыло дорогу и аферистам. Подавая документы от имени легитимного собственника по поддельным или украденным паспортам, они почти беспрепятственно оформляют переход права собственности на недвижимость. Бывают случаи, когда недвижимость де-факто отнимается государственными органами. Так, трехкомнатная квартира в элитном районе Санкт-Петербурга была изъята Федеральной службой судебных приставов, так как владелец не выплатил долг в 46 тысяч рублей. Дорогостоящее жилье передали на реализацию частной компании, которая, не обременяя себя проведением действительно публичных торгов, по мифической цене продало недвижимость г-ну Беляеву. Через несколько месяцев собственником имущества стал уже Эдуард Самашка, еще через некоторое время – новый собственник.

Судебная практика по таким спорам неоднозначна. Ведь после процедуры «очистки» (многократной перепродажи) жилье нередко продается стороннему человеку, который в действительности знать не знает о подлоге при совершении первой сделки. Он признается так называемым «добросовестным приобретателем», и по закону не может быть лишен купленного имущества. Хотя в ситуации с петербургской квартирой адвокатам легитимного собственника удалось доказать незаконность всей цепочки – ни один из вымышленных продавцов и покупателей (в том числе последний) в квартире не появлялся, сделки совершались через непродолжительное время. Суд подтвердил, что единственной целью таких операций было придание последнему приобретателю статуса «добросовестного».

В иных случаях доказать такие схемы не удается. Потерпевшие имеют формальное право подать иск о взыскании стоимости утраченного жилья с первого покупателя. Но им, как правило, является подставное лицо, не имеющее ни легальных доходов, ни более-менее ценных активов. Поэтому даже положительные судебные решения остаются неисполненными.

Казенная подачка

По закону вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения регистрирующими органами возложенных на них обязанностей, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Кроме того, законные владельцы, которым не удалось вернуть единственное жилье, вправе рассчитывать на компенсацию за счет бюджета в пределах миллиона рублей. Однако в ряде случаев пострадавшие от мошенников не могут получить такую «подачку» – служители Фемиды связывают ее выплату с незаконными действиями регистрирующих органов. То есть собственник должен доказать не только свою непричастность к спорным сделкам, но и вину чиновников Росреестра, не разглядевших подлог. Под этим предлогом Мурманский областной суд отказал лишившимся квартиры Виктории Князикой и Петру Пузырину во взыскании компенсации. Схожие решения принимались и в других регионах: «Истец не представил достоверных доказательств факта противоправных действий ответчика [Министерства финансов РФ]», – констатировал Санкт-Петербургский городской суд, отклоняя иск лишившейся квартиры Анны Палагутиной.

В июне этого года по жалобе мурманчан (Виктории Князик и Петра Пузырина) ситуацию рассмотрел Конституционный суд России. Он пришел к выводу, что право на компенсацию никак не связано с действиями регистрирующих органов. «Государство в этом случае выступает не как сторона в отношениях юридической ответственности, не как причинитель вреда (что требовало бы полного возмещения причиненного вреда) и не как должник по деликтному обязательству, а как публичная власть, организующая систему компенсации за счет казны Российской Федерации собственникам жилого помещения, которые не могут его истребовать от добросовестных приобретателей», – констатировала высшая инстанция.

Одобренный Правительством России и внесенный в Госдуму 16 декабря законопроект призван закрепить эти выводы Конституционного суда России. Устанавливается, что однократная компенсация выплачивается независимо от наличия оснований для привлечения осуществляющего государственную регистрацию прав органа к ответственности за незаконные действия (бездействие).

При этом в Минэкономразвития признают, что статистики по выплачиваемым компенсациям не существует. «Сделать прогнозные расчеты о возможных объемах выплат за счет казны Российской Федерации не представляется возможным», – отмечают в ведомстве.

Смертельное ожидание

Вместе с тем чиновники намерены существенно усложнить, а на практике – сделать невозможным получение компенсации.

В настоящее время ее выплата связана с неисполнением решения о взыскании ущерба с виновника (покупателя или иного участника сделки) в течение года. Чаще всего это происходит из-за неплатежеспособности таких ответчиков, отсутствия сведений об их месте жительства или пребывания и иным причинам. Тогда как предложенный законопроект предусматривает, что право на компенсацию из казны возникает, только если основной ответчик умер, и наследники не захотели принимать его долги.

Такие ограничения уже прописаны в принятом в июле этого года новом федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости», но вступить в силу эта норма должна была только с 2020 года. Решение Конституционного суда России, принятое в пользу жертв квартирных аферистов, на деле лишило их последней надежды.

Сказка про Красную Шапочку

Уже много лет нотариальное сообщество лоббирует идею восстановления обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью. Именно частнопрактикующие служители юстиции должны, по их собственному мнению, защитить собственников от мошенников.

Однако практика показывает, что именно нотариусы де-факто помогают аферистам. Ведь по закону удостоверенные ими документы можно отправить в Росреестр почтой – чиновники признают их достоверными без дополнительной проверки. Но нередко и нотариусы оформляют сделки от имени даже умерших владельцев недвижимости. Например, петербургский нотариус Татьяна Островская якобы не смогла идентифицировать предъявившего чужой паспорт мошенника, так как посетитель был «в верхней одежде и головном уборе».

Формально ответственность нотариусов застрахована, но выплачиваться компенсация должна только при наличии их вины. То есть потерпевший должен доказать, что по якобы предъявленному паспорту якобы явившегося некоего гражданина в шапочке нельзя было отличить от настоящего владельца. Такую задачу пока никому осилить не удалось.

Мнения

 

Олег Сухов, Президент Гильдии юристов рынка недвижимости, руководитель юридического центра адвоката Олега Сухова»

На практике Росреестр за ошибочную регистрацию прав собственности не отвечает и никакой ущерб никому не возмещает. По закону – да, должен, но на деле этого не происходит. В нашей практике был случай, когда к человеку домой пришли незнакомые люди и сказали: «Мы купили эту квартиру, освободите помещение». Оказалось, что квартиру продали без ведома владельца. И как вы думаете, кто на следствии кроме этого мужчины был признан пострадавшей стороной? Сотрудники Росреестра! Якобы их преступники ввели в заблуждение, когда через них регистрировали сделку. 

Я не верю в то, что при таких откровенных мошеннических схемах сотрудники регистрирующего органа не понимают, что происходит. Часто при проблемных сделках, когда дело доходит до суда, выясняется, что работники регистрационного органа при приеме документов не обратили внимания на очевидные вещи. Уверен, это не случайно. Ну, не может должностное лицо с высшим юридическим образованием не заметить явные признаки фальсификации.

Убежден, что Росреестр и МФЦ должны отвечать за свои действия. В их обязанности входит проверка документов, эти органы должны выступать юридическим гарантом при сопровождении сделок. Но, к сожалению, пока, как показывает практика, по закону должны, а на деле к ответственности в случае возникающих проблем их привлечь не удается.

Николай Вильчур, генеральный директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры»

Доказывать вину сотрудников регистрирующего органа крайне сложно. Качество подделки, как правило, такое, что без экспертизы и специальных знаний обнаружить несоответствие невозможно. Такие деяния образуют состав уголовного преступления, за совершение которого должны отвечать его исполнители. Другое дело, что найти их удается нечасто.