Рейтинг@Mail.ru
home

02.08.2018

Муниципалам разрешили помогать потребителям

02.08.2018. АПИ — Органы местного самоуправления уполномочили помогать защищать права потребителей. Такие поправки вчера подписал Президент России Владимир Путин.

Действующий с 1992 года закон предписывает муниципалам рассматривать жалобы и консультировать потребителей по вопросам защиты их прав, а также подавать судебные иски в защиту неопределенного круга клиентов той или иной компании. Однако в федеральном законе, непосредственно регулирующем деятельность органов местного самоуправления, такие полномочия не закреплены. «Вопрос о возможности их практической реализации на муниципальном уровне на протяжении многих лет носит неопределенный характер», – констатируют в Роспотребнадзоре. 

Внесенные поправки, вступающие в силу с 10 августа, делегируют органам местного самоуправления права осуществлять мероприятия по защите прав потребителей. При этом прием обращений граждан может осуществляться в том числе через Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Вместе с тем проверять конкретные компании на основании жалобы потребителя муниципалы не вправе. При выявлении товаров, работ или услуг ненадлежащего качества, а также иных опасностей, местные чиновники должны незамедлительно известить об этом уполномоченные федеральные службы.

В то же время, по данным самого Роспотребнадзора, муниципальные структуры и в отсутствие прямых полномочий активно занимались деятельностью по защите потребителей. Специальные отделы созданы в 16 субъектах Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге, Ставропольском, Забайкальском, Краснодарском и Алтайском краях, Владимирской, Кемеровской, Курской, Оренбургской, Новосибирской, Омской, Амурской, Белгородской, Саратовской, Тамбовской, Ханты-Мансийском автономном округе. Во многих регионах реализуются и местные программы поддержки потребителей. Тогда как в 40 субъектах Федерации работа в этой сфере вообще не проводилась.

Справка

В 2017 году органы местного самоуправления рассмотрели более 417 тысяч обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, предоставлено 16 тысяч разъяснений, составлено 26,4 тысячи претензий и 4,2 тысячи исков. Также муниципалами подано 1,9 тысячи исков в защиту неопределенного круга потребителей.