Рейтинг@Mail.ru
home

17.01.2019

Самостоятельных таксистов лишили «юридической крыши»

17.01.2019. АПИ — Легковые такси не могут сдаваться в аренду – извозом вправе заниматься только получивший соответствующее разрешение владелец автомобиля. К такому выводу пришел Арбитражный суд Москвы.

Грубые нарушения в столичном ООО «Такси 2412» в ходе внеплановой проверки выявил Роспотребнадзор. Компания имела официальные разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, однако фактически ее самостоятельно не осуществляла – автомобили с «шашечками» и желтыми номерными знаками сдавались в аренду гражданам, которые и предоставляли услуги пассажирам. Арендаторы обязывались ежедневно представлять транспортное средство для технического осмотра, подчиняться диспетчеру и соблюдать иные установленные для такси требования. В то же время водители не проходили обязательного предрейсового медицинского освидетельствования и не имели медицинской книжки. По данным мэрии Москвы, ООО «Такси 2412» имеет более чем полтысячи действующих разрешений на такси Skoda Octavia.

С целью защиты прав пассажиров столичное управление Роспотребнадзора обратилось в Арбитражный суд Москвы к иском о запрещении компании осуществлять деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Гражданский кодекс РФ предусматривает право предъявления подобных требований при наличии опасности причинения вреда в будущем.

Служители Фемиды пришли к выводу, что по закону разрешение выдается на каждое используемое в качестве легкового такси транспортное средство непосредственно юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность по перевозке. Владелец такси не вправе передавать автомобиль иным гражданам для извоза. К тому же физические лица вообще не могут осуществлять спорную деятельность: «Следовательно, ответчик, сдавая автомобили, которые являются автомобилями-такси, в аренду физическим лицам, нарушает требования федерального закона. Заключая договоры аренды автомобилей-такси с физическими лицами, ответчик фактически подменяет трудовые отношения», – констатировал суд.

Также служители Фемиды обратили внимание на важность прохождения предрейсового медицинского осмотра, являющегося «одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий»: «В каком состоянии водитель (физическое лицо) осуществляет перевозку пассажиров, не контролируется, что влияет на безопасность дорожного движения, а также безопасность для жизни и здоровья не только пассажира, но и иных участников дорожного движения», – отмечается в решении арбитража. Кроме того, нарушение этих требований и отсутствие у водителей медицинских книжек, по мнению суда, может способствовать распространению инфекционных заболеваний.

Поэтому арбитражный суд полностью удовлетворил требования надзорного органа: «Грубые нарушения ООО «Такси 2412» действующего законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а продолжение юридическим лицом деятельности по перевозке граждан в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства. Таким образом, запрещение деятельности ответчика, создающей опасность причинения вреда для неопределенного круга лиц в будущем, является необходимым в целях обеспечения безопасности граждан», – заключили служители Фемиды.

Компания вправе оспорить вынесенное решение в апелляционной инстанции, что позволит отсрочить вступление его в законную силу.

Вместе с тем на сайте «Такси 2412» указано другое юридическое лицо – ООО «Мобильные приложения». Эта компания предоставляет лишь сервис по заказу перевозки и не несет ответственности даже за размещаемую ценовую информацию.

Представители профессионального сообщества поддерживают судебное решение: «ООО «Такси 2412», естественно, придется скорректировать форму работы, – убежден руководитель Объединения пассажирских перевозчиков «Петербургское такси» Александр Холодов. – Но не думаю, что оно будет оформлять всех водителей на работу по экономическим соображениям – так называемые зарплатные налоги слишком высоки. Скорее, будет требовать от водителей зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Хотя качество и безопасность услуги никаким образом не зависят от формы договора и принципа оформления».

Справка

По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, в городе действует 53,7 тысячи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.