30.12.2015
Уже 1 января воспользоваться гарантированным законом упрощенным порядком оформления ДТП в столичных регионах смогут только обладатели специальных навигационных систем. Но требования к ним до сих пор не определены.
30.12.2015. АПИ — Так называемый «европротокол» позволяет водителям столкнувшихся автомобилей зафиксировать дорожный инцидент и получить выплату по ОСАГО без вызова полиции (ГИБДД). Обязательным условием применения такой упрощенной процедуры является отсутствие пострадавших, участие в аварии только двух автомобилей, один из водителей которых признает свою вину. В этом случае для получения выплаты достаточно вдвоем самим заполнить соответствующее извещение.
В целях предупреждения мошенничества и иных злоупотреблений законодатели установили, что в рамках «европротокола» компенсируемый за счет ОСАГО ущерб не может превышать 50 тысяч рублей. Если участники дорожно-транспортного происшествия (ДТП) предполагают, что ремонт повреждений их «четырехколесных друзей» обойдется дороже – им рекомендуется вызвать наряд ГИБДД. Особые правила определены для аварий, которые произошли в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях: сфотографировав или засняв на видео положение столкнувшихся автомобилей и повреждения, а с помощью обычного навигатора – зафиксировав координаты, участники могут рассчитывать на выплату без ограничений суммы (то есть даже на 400 тысяч рублей).
Однако с 1 января требования ужесточаются: жители столичных регионов обязаны будут использовать специальные средства технического средства, обеспечивающие «некорректируемую регистрацию данных» с помощью ГЛОНАСС и включенные в Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Правительством России определено, что такое бортовое оборудование должно иметь кнопку экстренного вызова и фиксировать координаты, дату и время происшествия, а также скорость и ускорение транспортного средства по трем осям.
До 1 октября 2019 года такие бортовые навигаторы обязаны будут установить все автомобилисты, желающие использовать «европротокол» в любом конце страны. Без него нельзя будет оформить даже копеечную выплату.
Но конкретные требования к специальному оборудованию до сих пор не определены. Закрепленные в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» стандарты являются обязательными только для новых автомобилей (выпущенных после 2015 года).
Проект соответствующего документа еще в сентябре был подготовлен Министерством транспорта России и размещен для публичного обсуждения. Он предусматривал, что специальный навигатор с помощью российской спутниковой системы ГЛОНАСС должен определять координаты с точностью до 15 метров и при нажатии кнопки «SOS» через сети мобильной связи GSM/3G/LTE передавать их на пульт «ЭРА-ГЛОНАСС». Бортовое оборудование призвано было обеспечить двухстороннее голосовое соединение с оператором экстренных оперативных служб, прием входящих сообщений и телефонных вызовов, хранение информации в энергонезависимой памяти, работу в жару и мороз и так далее.
Альтернативные требования для мониторинговых систем подготовил Российский союз автостраховщиков (РСА), аккредитовавший несколько специализирующихся на производстве и обслуживания соответствующих устройств компаний.
Но в Министерстве транспорта России скептически относятся к такой «самодеятельности». Ведь не совмещенные с государственной системой бортовые навигаторы не могут обеспечить, например, приоритет пропуска экстренного вызова в сотовых сетях. «В настоящее время имеющееся на рынке оборудование, регистрирующее информацию о дорожно-транспортных происшествиях и передающее ее в соответствующие информационные центры Российского союза автостраховщиков, не является сертифицированным, его метрологические характеристики не подтверждены. Более того, отсутствует достаточный перечень технических требований, позволяющий проводить испытания и сертификацию подобного оборудования», – отмечают в транспортном ведомстве.
Тем временем РСА уже заключило с АО «ГЛОНАСС» партнерский договор. «В ближайшее время мы планируем провести работу по подготовке требований к бортовому оборудованию автомобиля, направленных на возможность применения терминалов государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для фиксации информации, необходимой для «безлимитного европротокола», – утверждает президент РСА Игорь Юргенс.
Соответствующие требованиям РСА комплекты стоят от 10 до 30 тысяч рублей, еще минимум в 8 тысяч в год обойдется их обслуживание. Тогда как объявленная стоимость бортового оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС» составляет около 100 долларов, а абонентская плата за ее обслуживание не взимается. В частности, операторы сотовой связи обязаны бесплатно пропускать трафик между установленными на автомобилях навигаторами и службами экстренного вызова.
Некоторые из аккредитованных РСА поставщиков мониторинговых систем признают отсутствие определенных государством технических требований. Но обещают, что после их принятия клиентам будет проведен бесплатный «апгрейд».
В качестве временной меры для применения «европротокола» РСА разработало специальное мобильное приложение. Каждый водитель может бесплатно установить его на свой смартфон, и, зарегистрировавшись в автоматизированной информационной системе, фиксировать дорожные инциденты. «Если действительно произошло ДТП, которое может быть оформлено по «европротоколу», – делаете фотографии, которые отправляются в РСА посредством мобильного Интернета. При выполнении фотографий пользователь получает подсказки. Нужно удостовериться, что спутниковая навигация на смартфоне работает, и проверить, что действительно определены координаты, и только после этого нажимать кнопку – все фотоснимки и дополнительная информация отправляются по мобильному Интернету», – поясняют в союзе.
Правда, легитимность такого варианта остается под вопросом – ни один смартфон не может определить ни скорость, ни ускорение, ни другие параметры, фиксация которых в соответствии с действующими требованиями является обязательной. Поэтому по формальным признакам любая страховая компания вправе будет отказать в выплате возмещения свыше 50 тысяч рублей без засвидетельствованных инспектором дорожной полиции документов.
В России ежегодно происходит до 200 тысяч ДТП. В 2014 году каждый десятый страховой случай урегулировался в рамках «европротокола».
Виталий Княгиничев, глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах»
До утверждения Российским союзом автостраховщиков новых Правил профессиональной деятельности наша компания будет принимать к рассмотрению материалы ДТП, зафиксированные с помощью средств фото- и видеофиксации, то есть обычных смартфонов, фото- и видеокамер. Но при этом обязательным условием для выплаты свыше 50 тысяч рублей является наличие так называемых «геотэгов» – привязки фотографий (видео) к географическим координатам.