Рейтинг@Mail.ru
home

11.02.2019

Покупателей смартфонов, видеорегистраторов и детских часов освободят от ответственности

11.02.2019. АПИ — Гаджеты с функциями аудио- и видеозаписи, геопозиционирования и другими предлагается не считать «шпионской техникой». Такой законопроект, одобренный Правительством России, внесен в Госдуму.

В настоящее время само по себе приобретение «специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации», карается административным штрафом и конфискацией, а также может привести и к уголовной ответственности. Нередко под следствием оказываются обладатели доступных в магазинах девайсов, имеющих функции скрытой записи звука или видео, в том числе smart-часов, смартфонов, видеорегистраторов и других. Чиновники видят проблему в отсутствии четкого определения «специальных технических средств»: «Отсутствие этого термина в законодательстве приводило к размытому толкованию правовых норм. И в зоне риска могли оказаться те, кто приобретал такие спецсредства просто для решения бытовых проблем. Таких приборов становится все больше. Поэтому нужно четко разграничить приборы, которые используются в обычной жизни, и устройства, которые специально созданы для скрытного применения», – признал премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Правительства России.

Внесенный в федеральный парламент законопроект предусматривает отнесение к «спецсредствам» устройств, систем и программного обеспечения, «которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)». При этом внешний вид, принцип работы и технические характеристики значения не имеют.

Дополнительную привилегию уже 1 марта получат приобретатели детских часов-телефонов, имеющих в том числе функцию дистанционного контроля местонахождения: согласно решению  Коллегии Евразийской экономической комиссии, они должны классифицироваться как устройства связи. Такие требования распространяются на часы, предназначенные для совершения телефонных звонков, отправки и получения сообщений, определения местонахождения в режиме реального времени и передачи геоданных на другое мобильное устройство,  отображения времени и даты, управления функциями будильника, таймера и секундомера. Они могут оснащаться приемопередающими модулями радиосигналов GSM и Wi-Fi, сенсорным дисплеем, центральным процессором с модулем памяти, слотом для SIM-карты, динамиком, микрофоном, приемником глобальной спутниковой системы позиционирования GPS и аккумуляторной батареей.

Отметим, что на недопустимость расширительного толкования понятия «спецсредства» неоднократно указывали служители Фемиды. Так, еще в 2011 году Конституционный суд России пришел к выводу, что к специальным средствам не могут относиться рассчитанные лишь на бытовое использование массовым потребителем устройства, даже имеющие соответствующие функции. В конце декабря минувшего года Верховный суд России также признал законным использование приборов для негласного получения информации в целях личной безопасности и членов семьи, в том числе детей, охраны имущества или для слежения за животными. При этом высшая инстанция считает важным оценивать не только техническое назначение соответствующих приборов, а поведение пользователя – сам по себе оборот даже специальных средств не может расцениваться как преступление, если владелец добросовестно заблуждался относительно их предназначения или не имел умысла посягать на конституционные права других граждан (АПИ писало об этом решении – Конституционная защита).