Рейтинг@Mail.ru
home

27.05.2019

Миллиард за тесную камеру

Компенсации заключенным за ненадлежащие условия содержания под стражей и в колониях могут повысить до европейских стандартов. Специальный законопроект подготовило Министерство юстиции РФ. Ежегодно на возмещение планируется выделять почти 1,3 млрд рублей.

27.05.2019. АПИ — Действующий Гражданский кодекс РФ гарантирует возмещение любого вреда, причиненного действиями государственных органов. Однако многочисленные иски заключенных, содержащихся в переполненных, душных или грязных камерах, де-факто игнорируются – назначаемые в качестве компенсации суммы чаще всего составляют несколько тысяч рублей. За защитой потерпевшие вынуждены обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Платите и обрящете

Так называемое «пилотное решение», подтверждающее наличие в России «структурной проблемы ненадлежащих условий содержания под стражей, в местах лишения свободы и отсутствие эффективных средств правовой защиты от соответствующих нарушений», страсбургские служители Фемиды приняли еще в 2012 году. После него жалобы бывших заключенных в ЕСПЧ стали подаваться сотнями. Большинство из них связано с переполненностью камер – нарушением установленного стандарта минимальной площади в 4 кв. метра на человека, отсутствием приватности при отправлении естественных нужд (перегородки вокруг туалета), плохой вентиляцией, освещением и иными бытовыми неудобствами. Чаще всего представители властей признают факты нарушений прав заявителей, пассивность в разрешении вопроса отечественных судов и соглашаются на выплату компенсации. Такие дела рассматриваются десятками, чаще в течение примерно полутора лет. Так, в конце апреля Европейский суд обязал государство выплатить 14 осужденным возмещение в сумме от 1,4 до 14,4 тысячи евро. По данным Минюста, в настоящее время в Страсбурге находится около 450 некоммуницированных дел рассматриваемой категории.

В то же время проблема не ограничивается выплатой компенсации. Гражданский кодекс РФ возлагает на истцов в таких делах бремя доказывания причинения вреда действиями или бездействием со стороны государственных органов и их должностных лиц. Но даже когда заключенным удавалось подтвердить факт нарушения их прав, российские суды не усматривали в деятельности учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) состава вины. Сами проблемы объяснялись объективными причинами, в том числе недостаточным финансированием уголовно-исправительной системы из бюджета.

В свою очередь, по мнению ЕСПЧ, финансовые и технические трудности, равно как и отсутствие умысла у чиновников каким-либо образом унизить заявителя, не освобождают организации государственной пенитенциарной системы от обязанности обеспечить надлежащие условия содержания под стражей и уважение достоинства заключенных. Поэтому Европейский суд по существу предписывает ввести презумпцию причинения морального вреда по таким делам и исключить зависимость выплаты возмещения от способности истца доказать причинение страданий: «Рассмотрение исков о взыскании компенсации должно осуществляться в справедливых процедурах и в разумные сроки, судебные расходы не должны налагать на заявителя чрезмерное бремя, а вынесенное решение об удовлетворении иска должно быть обеспечено необходимыми бюджетными гарантиями», – констатировали страсбургские служители Фемиды.

ГУЛАГ следующей пятилетки

В Министерстве юстиции РФ не отрицают наличие системных проблем. Так, на 2016 год условия содержания соответствовали российскому законодательству и международным стандартам только в 70 процентах следственных изоляторов. В первую очередь это объяснялось переполненностью СИЗО (дефицит мест оценивался в 13,5 тысячи или 10 процентов от норматива), а также старением зданий: более 60 процентов корпусов изоляторов и колоний было построены в середине ХХ века без соблюдения современных строительных, санитарных и пожарных правил и норм. Отмечаются и другие проблемы: «Сложившаяся в настоящее время система исправительных учреждений и их территориальное расположение не позволяют в полном объеме осуществить законодательно закрепленный принцип отбывания осужденными наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Федерации, в котором они проживали или были осуждены», – признают в юридическом ведомстве.

Для исправления ситуации в реконструкцию объектов ФСИН и строительство новых вкладываются сотни миллиардов рублей. Согласно утвержденной Правительством России Концепции развития уголовно-исполнительной системы 100-процентное соответствие условий содержания подследственных в СИЗО международным стандартам удастся достичь только к 2025 году.

Также чиновники указывают на проводящуюся реформу уголовного законодательства, призванную снизить количество содержащихся под стражей и осужденных к лишению свободы. В частности, в минувшем году были введены специальные коэффициенты зачета времени нахождения в следственном изоляторе, что позволило досрочно освободиться примерно ста тысячам заключенных (АПИ подробно писало об этом – Арифметическая амнистия). Благодаря этим и многим иным мерам за последние три с половиной года число «обитателей» учреждений уголовно-исполнительной системы сократилось на 15 процентов, за период с 2010 по 2015 год – на 25 процентов. Тогда как ранее наблюдался рост числа заключенных. «Таким образом, существенно уменьшится количество лиц, которые являются потенциальными истцами в национальные суды в связи с необеспечением надлежащих условий содержания, а также сократятся сроки их содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы», – убеждены в Министерстве юстиции РФ.

Судейская оценка

Проект закона, регулирующего процедуру взыскания компенсации за связанные с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях нарушения, Минюст подготовил еще четыре года назад. В ходе его общественного обсуждения эксперты и правозащитники не высказали ни одного замечания. Доработанный текст в середине мая уже этого года был одобрен Правительством России и внесен в Госдуму. Планируется, что закон будет принят в самое ближайшее время и вступит в силу уже с 1 января 2020 года.

Но по существу проект предусматривает лишь особую форму рассмотрения административных дел по искам осужденных или бывших обвиняемых и подозреваемых против ФСИН. Судам предписывается изложить в тексте решения сведения об условиях содержания под стражей, характере и продолжительности нарушения и его последствиях, обоснование размера выплачиваемой компенсации, а также мотивы, по которым она присуждается. Решение суда в части взыскания компенсации подлежит немедленному исполнению – в течение 90 дней.

По мнению Минюста, законопроект освобождает истцов от «чрезмерного бремени доказывания»: «Обязанность опровержения доводов заявителя по существу возлагается на российские компетентные органы. Кроме того, выплата компенсации производится вне зависимости от вины федерального органа исполнительной власти, учреждения, их должностных лиц», – отмечается в пояснительной записке. Хотя действующий Кодекс административного судопроизводства РФ и так предусматривает обязанность чиновников доказывать законность принятых решений или спорных действий.

Не в деньгах счастье

Определять размер компенсации служители Фемиды будут субъективно – исходя из характера и продолжительности выявленного нарушения, его последствий, в том числе в виде имущественного вреда или вреда здоровью административного истца, иных обстоятельств. Сам законопроект не предусматривает каких-либо формул или иных механизмов. В юридическом ведомстве признают, что присуждаемое ЕСПЧ возмещение значительно превышает назначаемые отечественными судами суммы. «С учетом изложенного для создания в Российской Федерации эффективных (с учетом рекомендаций Европейского суда) средств правовой защиты представляется оправданным использование суммы три тысячи евро на одного заявителя при расчете компенсаций, необходимых для выплаты по решениям национальных судов», – отмечается в пояснительной записке. Еще в среднем в 3,4 тысячи рублей оцениваются судебные расходы.

При сохранении текущей активности бывших заключенных в отстаивании своих прав на выплату им таких возмещений из федеральной казны планируется ежегодно выделять почти 1,3 млрд рублей. Это ниже, чем текущие расходы по удовлетворенным ЕСПЧ жалобам. С другой стороны, если предложенный механизм окажется действительно эффективным, количество желающих может вырасти в разы – по приблизительным подсчетам, в нанадлежащих условиях ежегодно проживает до четверти «обитателей» СИЗО, или около 25 тысяч человек.

Справка

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 1 мая в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 552,2 тысячи человек, в том числе 100,9 тысячи – в следственных изоляторах.

Ежегодно российские суды рассматривают от 4,6 до 5,8 тысячи исков о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей. Непосредственно к ФСИН в 2018 году было предъявлено 1,4 тысячи исков на 6,2 млн рублей, удовлетворено 218, средний размер возмещения составил 352 рубля.

Мнения

 

Нелля Шишова, адвокат благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь Сидящая» (включено в реестр «иностранных агентов»)

В последние годы львиную долю обращений в ЕСПЧ от россиян составляют жалобы по фактам нарушений условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях. Причем, основываясь на прецедентом праве, бремя доказывания наличия или отсутствия нарушений в основном лежит на представителях исправительных учреждений. Заявители пользуются доводами, которые уже рассматривались Европейским судом, так как нарушения условий содержания одни и те же в одних и тех же учреждениях.

Осознав большой поток жалоб, российские власти вместо решения вопроса улучшения условий содержания осужденных просят выделить деньги на компенсацию тем, кто имеет возможность жаловаться. А большинство такой возможности не имеет.

В любом случае в ЕСПЧ будет проще добиться решения о наличии нарушения по условиям содержания и получить право на хорошую компенсацию, что в российских судах осуществляется в порядке административного судопроизводства.

Яна Теплицкая, член Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга

В настоящее время система обжалования связанных с условиями содержания нарушений в российских судах признана ЕСПЧ неэффективной. Это позволяет заключенному сразу обращаться в Страсбург, не ожидая решения от национального правосудия. Если же Европейский суд сочтёт предусмотренные законопроектом механизмы правовой защиты эффективными, то желающим подать соответствующую жалобу придется сначала пройти все отечественные инстанции.

Тогда как рассмотрение административного дела, на мой взгляд, более сложная процедура, чем подача жалобы в ЕСПЧ. В частности, отстаивать интересы истца даже в районном суде может только представитель с высшим юридическим образованием. Законопроект не гарантирует находящимся под стражей или в местах лишения свободы право лично участвовать в заседании и соответствующую обязанность ФСИН доставлять их в суд. Рассмотрение же дела без истца или его представителя вряд ли можно назвать состязательным.

Кроме того, принятие предложенного закона скорее ухудшит положение заключенных, так как обещанный размер компенсации (три тысячи евро) в два-четыре раза меньше присуждаемой ЕСПЧ суммы (6,5 или 12,8 тысячи евро).

Максим Тимофеев, правозащитник

Обсуждаемый законопроект вообще не содержит никаких новых норм. По логике разработчиков заключенному достаточно будет написать жалобу, что его столько-то месяцев держали в камере N такой-то колонии или СИЗО, в которой на каждого приходилось, скажем, по три кв. метра. В камере не было нормальных окон, вентиляция отсутствовала, унитаз не был огорожен  и так далее. Достоверность излагаемых в административном иске обстоятельств вроде как презюмируется, а представитель ФСИН в суде обязан будет опровергать доводы истца.

Однако и действующее законодательство позволяет каждому обжаловать действия или бездействия любых государственных органов и их должностных лиц. При рассмотрении таких административных споров бремя доказывания возлагается на соответствующие ведомства. Равно как судьи обязаны мотивировать любые принимаемые решения. То есть предложенные Министерством юстиции РФ поправки по существу дублируют существующие нормы.