Рейтинг@Mail.ru
home

11.01.2016

Авиаигрушки возьмут под контроль

Государство решило контролировать использование так называемых дронов – беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Обязательную регистрацию и сертификацию должны пройти все радиоуправляемые модели массой свыше 250 граммов, в том числе игрушечные вертолеты и квадрокоптеры, а их владельцам придется получать свидетельства пилотов.

11.01.2016. АПИ — До сих пор использование «беспилотников» де-факто не регулировалось государством, хотя формально они были приравнены к обычным пилотируемым воздушным судам. Это приводило к многочисленным конфликтам – порой на каждый полет квадрокоптера требовалось согласование плана полета.

Ахтунг, ахтунг: беспилотник в воздухе

Федеральный закон, подписанный Президентом России Владимиром Путиным 30 декабря, освобождает от контроля исключительно БПЛА максимальной взлетной массой до 250 граммов. Тогда как для пилотируемых воздушных судов нормы о регистрации и соблюдении иных процедур применяются, только если их собственный вес (без учета экипажа, пассажиров, топлива и груза) превышает 115 килограммов.

Профессиональные дроны в настоящее время активно используются не только военными, но и частными структурами, в том числе для контроля за трубопроводами и иными линейными объектами, патрулирования, аэрофотосъемки и в иных целях. Роскомнадзор с помощью БПЛА проводит мониторинг радиоэфира. Но под новые требования попадают даже большинство игрушечных вертолетиков и авиамоделей – все устройства массой свыше 250 граммов нужно зарегистрировать и сертифицировать в уполномоченных центрах. Кроме того, управлять такими аппаратами вправе только специально обученные и сдавшие соответствующий экзамен пилоты. На каждый запуск им необходимо будет получать разрешения в службах аэронавигации.

Изначально подготовленный Правительством России законопроект, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами и участниками рынка, освобождал от контроля БПЛА массой до 30 килограммов. Поправку о снижении веса дронов в 120 раз представил член Комитета Госдумы по транспорту Андрей Андреев. Такое ужесточение парламентарии объясняют необходимостью предупредить использование «беспилотников» террористами. К тому же уже неоднократно неконтролируемые дроны оказывались в зоне аэропортов (для съемки происшествий их применяли даже журналисты), что угрожало безопасности полетов гражданских судов. Присмотр нужен и за моделистами – в Санкт-Петербурге поле для запуска игрушечных самолетов находится всего в сотне метров от оси зоны подхода аэропорта «Пулково».

В четыре раза сократили и переходный период – новый закон вступит в силу уже 30 марта. За три месяца чиновники должны принять необходимые регламенты регистрации «беспилотников», порядок выдачи сертификатов летной годности и организации самих полетов. Пока же Министерство транспорта РФ собирает от экспертов и участников рынка предложения по подготовке проектов таких подзаконных актов.

Полеты в суде и наяву

Отсутствие четкого законодательства порой приводило к казусным решениям. Например, осенью 2014 года в Сыктывкаре было возбуждено административное дело о незаконном использовании мультикоптеров для доставки пиццы. Руководствуясь утвержденными еще Министерством гражданской авиации СССР правилами грузовых перевозок на внутренних воздушных линиях Советского Союза, мировой судья Юлия Малышева пришла к выводу о необходимости получать лицензию на осуществление такой деятельности. На основании рекламного ролика, запечатлевшего первый в России коммерческий полет «пицценосца», штраф в 50 тысяч рублей был наложен на управляющего им Олега Понфиленка – основателя компании CopterExpress.

Но сам пилот напомнил, что инструкция Министерства транспорта России освобождает сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции до 115 килограммов от государственной регистрации. Апелляционная инстанция также пришла к выводу, что требования о лицензировании касаются только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как простые граждане могут осуществлять даже коммерческие рейсы дронов без получения лицензий.

Неоднозначно толкуются надзорными органами и судами действующие правила использования воздушного пространства. Формально они не делают для сверхлегких «беспилотников» никаких исключений – их полеты могут осуществляться на основании разрешений и с соблюдением многочисленных ограничений. Поэтому транспортная прокуратура уличила ООО «Ижмаш – Беспилотные системы» в незаконном полете двух БПЛА размером 46*80 см на малой высоте в сельской местности.

По мнению оштрафованной на 300 тысяч рублей компании, имеющей лицензию на создание военной техники, федеральные правила разработаны для пилотируемых воздушных судов и не адаптированы для беспилотных аппаратов. Получение разрешения для них является затруднительным, поскольку дроны не имеют какого-либо бортового оборудования, их запуск и посадка производятся вне аэродромов, полеты не имеют номера рейса, позывных и других данных, необходимых для получения «небесного аусвайса». Служители Фемиды отклонили все эти аргументы и подтвердили факт незаконного использования воздушного пространства. Но поскольку в постановлении надзорного органа отсутствовала оценка «социальной опасности» содеянного и доказательства вины (умысла) нарушителя, арбитражный суд отменил наложенный на компанию штраф.

Национальный стандарт

На международном уровне использование БПЛА также не регламентировано. Согласно подписанной еще в военном 1944 году Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации, никакие воздушные суда не могут совершать полеты без пилота над территорией любой страны без разрешения ее властей. В специальных разъяснениях ICAO (Международная организация гражданской авиации) также отмечается, что полеты предназначенных для развлекательных целей моделей воздушных судов (то есть игрушек) не подпадают под действия Чикагской конвенции и регулируются «в рамках соответствующих национальных правил, если таковые имеются».

Но таких правил нет в большинстве стран. Даже в США разработку такого регламента планировалось завершить только в 2015 году. Предполагается, что от контроля будут освобождены малые дроны весом меньше 55 фунтов (25 килограммов). Пока же своим консультативным циркуляром FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) допустило без разрешений и сертификатов полеты БПЛА в развлекательных целях или как хобби на высоте до 400 футов (120 метров) в пределах видимости, в стороне от аэропортов и маршрутов воздушного движения. Эксплуатация таких аппаратов в населенных районах и в коммерческих целях запрещается.

В Евросоюзе сертификат должны иметь гражданские «беспилотники» массой свыше 150 килограммов.

Мнения

 

Олег Понфиленок, президент Ассоциации малых беспилотников

Принятый закон ставит под угрозу дальнейшее существование авиамодельного спорта, требуя от каждого моделиста прохождения сложных бюрократических процедур по регистрации и сертификации своей модели, прохождению обучения экипажа.

Причем закон не определил порядок прохождения этих процедур. Росавиация, которая выполняет сегодня регистрацию воздушных судов, делает это по принципу «одного окна». Фактически это значит, что школьнику из любого города России придется брать свою модель и физически вести ее в Москву на регистрацию. Затем в некоем сертификационном центре необходимо пройти еще сертификацию.

Отдельного внимания заслуживает свидетельство экипажа, каждый член которого должен пройти специальное обучение! С трудом можно представить себе того же школьника, который вместо уроков едет в центр подготовки авиационного персонала. И тем более не понятно, как такой центр научит ребенка строить и запускать авиамодели, не имея об этом представления и опыта. Такое обучение каждый моделист регулярно и непрерывно проходит в авиамодельных кружках с намного лучшим качеством.