Рейтинг@Mail.ru
home

10.07.2019

Европейский суд оценил российскую практику подброса наркотиков

10.07.2019. АПИ — Обыск подозреваемого должен проводиться немедленно после его задержания, а изъятые позже доказательства – сомнительны. К такому выводу 9 июля пришел Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Жалобу в Страсбург подал москвич Александр Борисов. Он был задержан в подъезде многоквартирного дома на улице Софьи Ковалевской, полиция надела на него наручники и заперла в служебном автомобиле. Обыск провели только через час после фактического задержания – в присутствии понятых из кармана куртки достали два пакетика с амфетамином. 

По уверению обвиняемого, наркотики подбросили сотрудники полиции, отпечатков его пальцев на пакетиках обнаружено не было. С другой стороны, медицинская экспертиза подтвердила факт употребления амфетаминов и марихуаны. Учитывая, что Александр Борисов ранее уже был осужден к условному сроку за хранение наркотиков, суд приговорил рецидивиста к четырем с половиной годам реального лишения свободы. Версию о подброшенных пакетиках суд расценил как попытку избежать уголовной ответственности за совершенное преступление.

Представители России в Европейском суде отрицали нарушение прав заявителя на справедливый суд. Задержку в обыске, которая, по версии полицейских, не превысила 40 минут, они объяснили необходимостью найти понятых.

Рассмотрев доводы сторон, ЕСПЧ заявил, что не вправе оценивать допустимость конкретных видов доказательств и виновность заявителя, а может только определить справедливость судебного разбирательства и способ получения доказательств. В конкретном случае страсбургские служители Фемиды отнеслись к объяснениям полиции скептически, не усмотрев исключительных обстоятельств, препятствующих проведению обыска сразу после задержания заявителя. Особенно с учетом проведения запланированной операции, поводом для которой стали сведения информатора. «Качество вещественных доказательств, на которых основывался обвинительный приговор, является сомнительным, и способ его получения ставит под сомнение его надежность», – отмечается в решении ЕСПЧ.

Признав права Александра Борисова нарушенными, Европейский суд обязал Россию выплатить ему в качестве компенсации причиненного морального вреда 5,2 тысячи евро. Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу РФ, решение ЕСПЧ является основанием для пересмотра приговора по новым обстоятельствам.

По оценкам правозащитников, подброс наркотиков остается практикой работы российских правоохранительных органов. Косвенно эти выводы подтверждаются статистикой – в большинстве случаев у задержанных обнаруживают «зелье» в объеме, достаточном для привлечения их к уголовной ответственности.

Напомним, что 6 июня по подозрению в хранении и попытке сбыта наркотиков был задержан журналист Иван Голунов – в его рюкзаке и квартире полицейские обнаружили несколько свертков с мефедроном и кокаином. По утверждению самого задержанного, они были ему подброшены. Через пять дней министр внутренних дел России Владимир Колокольцев был вынужден объявить о прекращении уголовного дела в связи с недоказанностью вины. Участвующие в задержании журналиста сотрудники полиции и их руководство были отстранены.

Справка

В 2018 году за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами осуждено 92,4 тысячи человек, из которых 64 тысячи (69 процентов) полностью признали свою вину, приговор выносился в особом порядке. Больше половины приговорено к реальным срокам лишения свободы. Оправдано 47 человек.

Проведенный «Левада-центром» социологический опрос свидетельствует, что 66 процентов граждан считают провокации с подбрасыванием наркотиков для фальсификации дел против неугодных нормой для современной России. Больше половины респондентов не верят в шансы спастись в такой ситуации. На защиту прокуратуры рассчитывает четверть опрошенных, 19 процентов надеется на правозащитников, 11 процентов – следственный комитет, 6 процентов – уповает на органы МВД России.