30.07.2019
30.07.2019. АПИ — Штраф за нарушение прав потребителей может взыскиваться только в пользу таких граждан, а не юридических лиц. Решение по такому делу принял Верховный суд России.
Действующий федеральный закон стимулирует продавцов и исполнителей услуг соблюдать права потребителей и рассматривать их претензии в досудебном порядке. С отказавшихся исполнить законные требования покупателей компаний суд дополнительно взыскивает в пользу истца штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы. На часть такого штрафа вправе претендовать общественные объединения потребителей, отстраивающие в суде интересы гражданина.
В то же время Гражданский кодекс РФ гарантирует право любого кредитора уступить права требования к должнику, то есть – продать задолженность третьему лицу по договору цессии. Такой возможностью воспользовалась жительница Нижнего Новгорода Наталья Макарова, за 28 тысяч рублей купившая в интернет-магазине ООО «ОнЛайн Трейд» жесткий диск Apple AirPort Capsule с годовой гарантией. Но уже через пять дней он вышел из строя – перестали работать Wi-Fi и гнездо USB. Продавец отказался возвращать уплаченное за бракованный товар, покупательница обратилась в суд. Признав требования клиента обоснованными, мировой судья взыскал с недобросовестной компании стоимость товара, неустойку, штраф, судебные и иные расходы, а также компенсацию морального вреда.
Поскольку ООО «ОнЛайн Трейд» затянуло выплату присужденной суммы, у потребителя возникло право требовать новую неустойку (пени) в размере 41,7 тысячи рублей и соответствующий штраф. Это право Наталья Макарова по договору цессии уступила ООО «Фирма «К-Сервис». Для взыскания соответствующей суммы новый кредитор подал иск в арбитражный суд.
Проанализировав ситуацию, служители Фемиды пришли к выводу, что принадлежащее потребителю право требования взыскания неустойки не связано с личностью кредитора и может быть им уступлено. Вместе с тем передача их по договору юридическому лицу не влечет за собой перехода прав, связанных со статусом гражданина как потребителя. Поэтому в пользу ООО «Фирма «К-Сервис» должна взыскиваться неустойка. Тогда как штраф присуждается только в пользу потребителя, которым новый кредитор не является. «Доказательств обращения потребителя к ответчику с требованием об оплате неустойки за спорный период в добровольном порядке до заключения договора цессии в деле не имеется. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требования истца о взыскании штрафа не имеется», – отмечается в решении суда. Его законность и обоснованность подтвердили кассационная коллегия и Верховный суд России.
Отметим, что ранее высшая инстанция пришла к аналогичному выводу в части рассмотрения споров, связанных с выплатой возмещения по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Для соблюдения баланса интересов сторон служители Фемиды указали, что в случае уступки права требования к страховщику новый истец не может требовать компенсации морального вреда и штрафа за уклонение от добровольного удовлетворения требований. Такие меры были приняты в целях защиты страховых компаний от так называемых «автоюристов» – организаций и лиц, специализирующихся на отсуживании недоплаченных сумм возмещения и причитающихся потребителям неустоек и штрафов (АПИ писало об этом – Страховое нерегулирование).