Рейтинг@Mail.ru
home

08.10.2019

Генетических родители лишили «декретного», но гарантировали отпуск для ухода за новорожденным

08.10.2019. АПИ — При суррогатном материнстве генетическим матерям не должно выплачиваться пособие по беременности и родам, но они вправе претендовать на отпуск до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Действующий Трудовой кодекс РФ гарантирует сотрудницам так называемый «декретный» отпуск общей длительностью 140 дней – 70 до ожидаемой даты родов и столько же после. На основании листка, выдаваемого медицинским учреждением, по нетрудоспособности (именуемого «больничным»), за счет Фонда социального страхования (ФСС) выплачивается и специальное пособие. 

По мнению обратившейся Верховный суд России Натальи Кирик действующие правила нарушают ее конституционные права на охрану материнства и детства, поскольку при рождении ребенка суррогатной матерью не предусматривают выдачи листка нетрудоспособности родителю, чьи половые клетки использовались для оплодотворения.

Но служители Фемиды сочли такое положение дел законным и справедливым. Ведь «декретный» отпуск и соответствующее материальное обеспечение предоставляются государством в целях охраны здоровья женщины в период беременности и восстановления после родов, а также создания социальных условий для рождения детей. В случае суррогатного материнства такой отпуск предоставляется только суррогатной матери: «В период вынашивания и рождения ребенка суррогатной матерью генетическая мать не теряет свою трудоспособность, соответственно, листок нетрудоспособности ей не выдается», – рассудил Верховный суд России.

Вместе с тем закон допускает исключение – предоставление 70-дневного отпуска работникам, усыновившим ребенка в возрасте до трех месяцев. Равно как усыновители вправе рассчитывать и на отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. «Суррогатное материнство завершается рождением ребенка суррогатной матерью и регистрацией его генетических родителей в органах записи актов гражданского состояния в качестве родителей этого ребенка. Следовательно, один из родителей, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, не лишен возможности оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», – констатировала высшая инстанция, отклоняя требования Натальи Кирик.

Ранее отдельные генетические матери также пытались получить пособие по беременности и родам. Например, в 2014 году такой иск против казанского родильного дома подала сотрудница Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Чернега. В подтверждение обязанности клиники, в которой истица никогда не лежала, выдать листок нетрудоспособности она предъявила свидетельство о рождении дочери. Рассматривая дело, суд установил, что на самом деле материнство было суррогатным – иная женщина на основании договора обязалась выносить беременность, наступившую после подсадки полученных в результате проведения процедуры оплодотворения биологического материала истицы и ее супруга эмбрионов. С согласия суррогатной матери в свидетельстве о рождении в качестве родителей были записаны генетические мать и отец. «При таких обстоятельствах отказ больницы в выдаче истице послеродового листка нетрудоспособности является правомерным, поскольку действующим законодательством этого не предусмотрено», – отмечается в решении суда.

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году в России родилось 1,6 млн человек, в первой половине этого – 720 тысяч (снижение на 8 процентов). Расходы ФСС на выплату пособий по беременности и родам на 2019 год запланированы в размере 123 млрд рублей. Ежемесячное пособие на ребенка получают в настоящее время 3,6 млн родителей.