Рейтинг@Mail.ru
home

05.11.2019

Отелям запретили безотказное бронирование через Booking

05.11.2019. АПИ — Турист в любой момент вправе отказаться от бронирования номера в гостинице. Такое решение принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Жалобу в Роспотребнадзор на ООО «Гранд Отель» подал москвич Большанин. При бронировании номера в петербургской гостинице через портал Booking.com он выбрал так называемый невозвратный тариф – в случае отмены, изменения бронирования или не заезда с потребителя взималась полная стоимость заказа. Проведенная надзорным органом проверка подтвердила доводы гражданина. Поскольку правила бронирования номеров являются частью договора на оказание гостиничных услуг, чиновники признали взимание полной стоимости заказа за весь забронированный период условием, ущемляющим права потребителей. На компанию был наложен административный штраф в размере 10 тысяч рублей.

Не согласившийся с такими санкциями, владелец гостиницы обратился в арбитражный суд. Отельеры, в частности, утверждали, что сам гражданин с требованием вернуть денежные средства за предоставленный номер к ООО «Гранд отель» не обращался. Однако служители Фемиды пришли к выводу, что правомерность гражданско-правовых требований не имеет отношения к делу, а состав правонарушения образует сам факт включения в договор спорного условия. 

Суд установил, что на своем сайте отель предлагал гостям два тарифа – «невозвратный», предусматривающий удержание всей стоимости заказа при отмене бронирования, и «стандартный», допускающий расторжение договора не менее чем за сутки. Тогда как Гражданский кодекс РФ гарантирует каждому заказчику право отказаться от выполнения услуг и вернуть внесенный аванс за вычетом фактических расходов исполнителя. «В рассматриваемом случае у потребителя отсутствует возможность выбора способа бронирования, отвечающего требованиям действующего законодательства, то есть при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов – стоимости проживания до дня отказа от исполнения договора. Получить услугу потребитель может исключительно без возможности возврата суммы бронирования при отмене менее чем за сутки или в период заезда и проживания, что противоречит требованиям действующего законодательства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям совершенного нарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей», – отмечается в решении суда.