12.11.2019
12.11.2019. АПИ — Компания «Ингосстрах» заплатит стотысячный штраф за попытку уклониться от продажи электронного полиса ОСАГО. Такое решение принял арбитражный суд.
Оформить полис обязательного страхования автогражданской ответственности через сайт одной из крупнейших страховых компаний попыталась Татьяна Кривченкова. В течение нескольких часов она неоднократно вводила все данные, но каждый раз выводилось сообщение «Оформление Е-ОСАГО на сайте невозможно». При этом система переадресовывала пользователя на портал Российского союза страховщиков (РСА).
По жалобе автомобилиста Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России проанализировала техническую информацию и пришла к выводу, что на момент осуществления гражданином соответствующих действий сайт страховщика и его информационные системы функционировали успешно. Таким образом компанию уличили в намеренном уклонении от заключения договора и наложили административный штраф в размере 100 тысяч рублей.
Отрицая вину, СПАО «Ингосстрах» оспорило вынесенное постановление в арбитражном суде. Представители компании утверждали, что перенаправление Татьяны Кривченковой на сайт так называемого замещающего страховщика [в данном случае – портал РСА] произошло в результате кратковременной сервисной ошибки. Однако служители Фемиды отклонили эти доводы, так как протокол – сеансовая информация, фиксирующая обращение клиента на сайт, не содержал каких-либо сведений об ошибках. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает механизма перенаправления страхователя на сайт замещающего страховщика или иного неправомерного уклонения от исполнения обязанности по оформлению полиса каждому обратившемуся. «Суд отмечает, что обязанность по заключению договоров ОСАГО носит безусловный характер и не поставлена законодателем в зависимость от каких-либо факторов. Доказательства невозможности оказания страховщиком соответствующей страховой услуги в материалы дела не представлены. Таким образом, допущенное страховщиком нарушение не вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля. Следовательно, СПАО «Ингосстрах» должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности», – заключил суд.
К такому же выводу пришла и апелляционная коллегия, окончательное решение вступило в законную силу. Вместе с тем в компании продолжают настаивать, что причиной отказа в заключении договора с Татьяной Кривченковой были технические проблемы на стороне клиента. «Логирование ошибок клиентских устройств не является и не может быть обязанностью страховщика. По нашему мнению, Банк России применил формалистичный подход, не осуществлял сбор доказательств причины возникших технических проблем, постановление основано только на жалобе клиента. Суд также руководствовался аналогичными формальными доводами», – пояснили в пресс-службе СПАО «Ингосстрах».
По данным РСА, в 2018 году было заключено почти 40 млн договоров ОСАГО, в том числе 19,4 млн (48,5 процента) – в электронном виде. За год продажи полисов выросли в 2,5 раза.