Рейтинг@Mail.ru
home

13.02.2020

ЕСПЧ осудил злоупотребления журналистов правом на этнические публикации

13.02.2020. АПИ — Российские власти обоснованно применили уголовное наказание за оскорбительные публикации, связанные с обсуждением национальных вопросов. К такому выводу 11 февраля пришел Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Уголовное дело за экстремизм было возбуждено в отношении Владимира Атаманчука, возглавлявшего сочинское отделение Демократической партии России. В основанной им местной газете «Сочи – другой взгляд» и газете «Лазаревская панорама» в период подготовки к президентским выборам он опубликовал статью «Почему я не буду голосовать». В ней автор подробно рассказывал о плохом положении русских людей, которые вынуждены служить «нерусским», этнических группировках и иных национальных вопросах.

Большинство привлеченных в качестве экспертов лингвистов и психологов обнаружили в спорном тексте негативное отношение к социальной группе на основе ее этнической принадлежности, языка и религии. В свою очередь далеко не все эксперты усмотрели даже скрытое подстрекательство к насильственным действиям. Районный суд признал заявителя виновным в разжигании ненависти и вражды по этническому признаку: «Автор делал явно провокационные заявления, оценивая положение русского народа, тем самым побуждая своих читателей русского происхождения испытывать ненависть к другим этническим группам. Подсудимый сделал заявления о преступной склонности этих групп и подтвердил существование их заговора против кубанцев», – отмечается в приговоре. Владимира Атаманчука приговорили к штрафу в 200 тысяч рублей и на два года запретили ему заниматься журналистской или издательской деятельностью. Краснодарский краевой суд подтвердил выводы первой инстанции.

Обращаясь в Страсбург, осужденный сочинский политик жаловался на нарушение гарантированного Европейской конвенцией права на свободу выражения мнения. Однако ЕСПЧ в первую очередь напомнил о рекомендациях Европейской комиссии против расизма и нетерпимости. Она предписывает странам Совета Европы «принять надлежащие и эффективные меры против использования в публичном контексте высказываний на почве ненависти, которые предназначены или могут обоснованно предполагаться для подстрекательства к актам насилия, запугивания, враждебности или дискриминации по отношению к тем, кого они преследуют». Уголовные меры к распространителям таких мнений государства вправе применять, когда менее ограничительные «не будут эффективными, и соблюдается право на свободу выражения мнений».

Российские власти также утверждали, что приговор против Владимира Атаманчука был направлен на защиту прав других лиц, предотвращение беспорядков и «разрешение потенциального конфликта правовыми средствами»: «Возникла острая социальная необходимость положить конец распространению провокационных публикаций. Статьи заявителя могли спровоцировать насилие и негативно повлиять на российский правопорядок. Заявитель намеренно использовал агрессивный язык, чтобы нарисовать образ врага для разжигания и углубления сильных разрушительных чувств, ненависти и гнева в своих читателях», – заявил представитель России в Страсбурге Михаил Гальперин.

Проанализировав спорную публикацию, Европейский суд признал ее оскорбительной и шокирующей. В частности, по мнению автора, члены этнических групп занимались преступной деятельностью, «сжимая руки в чужих карманах», сговорились против «Кубанского народа», а также будут «убивать, насиловать, грабить и порабощать в соответствии со своими варварскими идеями» и «участвовать в уничтожении России». Поэтому ЕСПЧ счел предпринятые российскими властями меры направленными на достижение законной цели: «Рассуждения заявителя не могут быть разумно восприняты как комментарии, критикующие какую-либо конкретную политику правительства, например, в отношении миграции. Сомнительно, что статья могла внести вклад в общественные дебаты по соответствующему вопросу. Европейский суд признает, что в настоящем деле раскрываются исключительные обстоятельства, оправдывающие приговоры, наложенные на заявителя. Запретив заявителю заниматься журналистской или издательской деятельностью в течение двух лет, национальные суды не нарушили в настоящем деле принципа, согласно которому пресса должна быть способна выполнять роль общественного наблюдателя в демократическом обществе», – заключили страсбургские служители Фемиды, отклоняя заявление Владимира Атаманчука.

Напомним, что с 2019 года за публикацию направленных на возбуждение ненависти, вражды или унижение человеческого достоинства текстов автор или распространитель может быть привлечен к административной ответственности. Преступлением признается повторное такое же деяние, совершенное в течение года, либо призывы к насилию или угрозы его применения.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», за первую половину 2019 года за преступления экстремистской направленности было осуждено 128 человек, 158 привлечено к административной ответственности. В аналогичном периоде 2018 года вынесено 304 приговора.