Рейтинг@Mail.ru
home

12.03.2020

Расширенное экологическое обременение

На производителей и импортеров всех товаров планируется возложить так называемую расширенную ответственность за их утилизацию в будущем. Усомнившись в механизмах самостоятельного сбора вышедшей из строя продукции и упаковки природоохранное ведомство предлагает ввести единый экологический налог. Ожидается, что суммарные отчисления бизнеса на защиту окружающей среды возрастут не менее чем в восемь раз.

12.03.2020. АПИ — С 2012 года автопроизводители и импортеры транспортных средств уплачивают утилизационный сбор. Пять лет назад аналогичное обременение попытались возложить и на выпускающих и ввозящие иные товары и упаковку. Но чиновники Министерства природных ресурсов и экологии РФ признают, что эта система реально не заработала.

Что немцу доход, то русскому отход

Механизм расширенной ответственности производителей появился в 1991 году в Германии, а позже стал обязательным для всех стран Европейского Союза. Он предусматривает, что в коммунальные тарифы потребителей включается только обращение со смешанными и пищевыми отходами, а сбор и утилизацию пластика, стекла и бумаги оплачивают производители товаров и упаковки. За счет финансовых инструментов они стимулируются применять поддающиеся вторичной переработке материалы. В результате немцам удалось вовлечь во вторичный оборот более 80 процентов используемого для упаковки стекла, алюминия и бумаги, а также половину пластиковых отходов. Правда реализация такой экологической политики обходится ежегодно производителям в 1,2 млрд евро.

Формально аналогичная система введена и в России – соответствующий федеральный закон вступил в силу еще в 2015 году (АПИ писало о нем – Утилизационное обременение). Как и участники авторынка, производители и импортеры иных товаров вправе выбирать способ исполнения нормативов утилизации. Например – самим создать инфраструктуру по сбору утративших потребительские свойства продукции (проще говоря – выбрасываемых товаров) и уничтожения ее безопасным для окружающей среды способом. Можно объединить усилия с другими производителями или ассоциациями, либо заключить договор с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для координации такой деятельности государством в статусе публично-правовой компании создан специальный «Российский экологический оператор».

В свою очередь участникам рынка, не готовым обеспечить сбор и утилизацию произведенной или ввезенной продукции, предписали уплачивать экологический сбор. Но на подготовку необходимых нормативов ушло почти полтора года – соответствующие «тарифы» (ставки) появились только в апреле 2016 года. Причем рассчитывались они не от стоимости, а от массы товаров. Например, утилизация тонны одежды оценивается в 11,8 тысячи рублей, деревянных изделий (в том числе мебели и тары) – в 3,1 тысячи рублей, изделий из бумаги и картона (коробок, блокнотов, газет, канцелярских принадлежностей и иного) – 2,4 тысячи и так далее. Самые высокие тарифы (26,5 тысячи рублей за тонну) определены для сложной и дорогостоящей техники – компьютеров, средств связи, бытовой электроники, промышленного холодильного и вентиляционного оборудования и других товаров. Например, за будущую утилизацию смартфона IPhone весом 113 граммов импортеры должны будут заплатить 3 рубля, полуторакилограммового ноутбука – 40 рублей, шестикилограммового пылесоса – 159 рублей, холодильника весом 73 килограмма – 1,9 тысяч рублей и так далее. Тогда как одни из самых экологически опасных отходов – из пластика – оценены всего в 3,8-4,7 тысячи рублей за тонну, неразлагающиеся шины – 7,1 тысячи, осветительное оборудование (в том числе ртутные лампы) – 10 тысяч.

Деньги на помойку

В природоохранном ведомстве признают, что пятилетний опыт реализации механизма расширенной ответственности «показал его низкую эффективность». По оценкам чиновников отчетность о выполнении норматива утилизации представляется только каждый десятый участник рынка, а объем уплачиваемого экологического сбора в восемь раз ниже расчетного. «Производители и импортеры товаров игнорируют необходимость участия или предоставляют фиктивную отчетность. Представление ими отчетности носит заявительный характер, в связи с чем, Росприроднадзор не располагает сведениями обо всех производителях и импортерах товаров и не имеет возможности выявить нарушителей, не уплативших экологический сбор. Похожая ситуация складывается и в части утилизации отходов от использования товаров – значительная часть отчетов является поддельной, при этом Росприроднадзор не имеет возможностей по осуществлению проверок деятельности соответствующих предприятий», – отмечается в подготовленной Минприроды Концепции.

Предложенная реформа предусматривает отказ от альтернативных способов утилизации – производители и импортеры не смогут не платить экологический сбор даже если уже создали собственную инфраструктуру сбора товаров. Облагать «отходным налогом» планируется 100 процентов выпускаемой упаковки, а в перспективе – и все товары. На первом этапе новое обременение затронет батарейки и ртутные лампы, электронику и автомобильные шины. «Доходы от взимания экологического сбора в отношении соответствующего вида товаров должны полностью покрывать расходы, связанные со всем циклом обращения с отходами от использования этого вида товаров, включая сбор, транспортирование, обработку, утилизацию и, при невозможности утилизации, захоронение таких отходов», – поясняют в ведомстве.

В то же время чиновники обещают сделать ставки сбора экономически выгодными для участников рынка. «Тарифы» будут зависеть от экологичности используемых материалов и должны стимулировать использование вторичных ресурсов, а также учитывать рентабельность деятельности по производству соответствующего товаров или упаковки. 

Кроме того, вводится и своего рода инвестиционный вычет – производителям и импортерам предлагают финансировать строительство объектов обработки и утилизации отходов, а также приобретение предназначенного для их сбора и транспортирования оборудования. Такие инвестиции, вложенные в этом году, можно будет вычесть из экологического сбора, подлежащего уплате за 2021 год. Возмещение перерасхода не предусмотрено. Равно как определено, будет ли такой «вычет» работать в последующие годы.

Мусорные мытари

Подготовленный законопроект предусматривает ужесточение контроля за плательщиками экологического сбора. Уже с 2021 года его администрирование предлагается передать Федеральной налоговой службе. Отчетность производители и импортеры обязаны будут сдавать два раза в год. При этому функции государственного экологического контроля сохраняться за Росприроднадзором, а все собранные в федеральную казну средства передадут «Российскому экологическому оператору». 

С другой стороны не понятно, что сейчас мешает природоохранных органам истребовать обязательную отчетность и экологические сборы от производителей и импортеров. Согласно действующему с июня 2019 года законодательству за непредставление или подачу недостоверной отчетности к компаниям может применяться административный штраф в двукратном размере подлежащего уплате экологического сбора, но не менее 250 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели за такой проступок должны заплатить минимум 100 тысяч рублей. Полумиллионным штрафом карается несвоевременная уплата самого сбора, дополнительные санкции применяются за несдачу декларации об объеме выпущенных товаров. То есть каждый производитель или импортер, игнорирующий «экологическое обременение», рискует быть оштрафованным минимум на 900 тысяч рублей.

В случае включения экологических платежей в Налоговый кодекс РФ унифицируются и меры ответственности: задержка в предоставлении отчетности обойдется налогоплательщику в 5 процентов подлежащий уплате суммы (не менее тысячи рублей и не более 30 процентов), за неуплату налога – начислят пени из расчета 2,4 ключевых ставок (то есть 14,6 процента годовых).

Природу бережно и чутко охраняй

В то же время не решаются многие спорные вопросы. Например, по мнению Росприроднадзора, «единственным способом утилизации отходов считается получение готовой продукции». Такие требования были предъявлены АО «Данон Россия», которое по договору с ООО «Центр» ежегодно передавало на уничтожение (переработку в гранулы) 250 тонн ящиков и коробок из гофрированной бумаги или картона, 180 тонн пластиковых бутылок, флаконов и иной упаковки. Чиновники утверждали, что переработчик лишь обезвреживает упаковку, а следовательно производитель не может считаться исполнившей «экологическое обременение». Разрешая этот спор суды вынуждены были проанализировать даже межгосударственные стандарты (ГОСТы) и технологию работы линии по производству агломерата. «Результатом утилизации отходов может быть не только изготовление готовой продукции (товаров), но и доведение отходов до формы сырья, которое в дальнейшем может быть использовано для производства готовой продукции», – заключили служители Фемиды, отклоняя доводы чиновников. Такое же решения принял и Верховный суд России.

Отметим, что кроме экологического сбора многие российские предприятия платят за негативное воздействие на окружающую среду – выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, сбросы в водные объекты, а также размещение отходов производства и потребления любых классов опасности. Более того, все компании, включая офисные, обязаны предоставлять специальную отчетность об образовании отходов. Таковыми формально признаются даже выбрасываемые в мусорные корзины бизнес-центров бумаги, скрепки и тому подобное. За любое несоблюдение экологических требований при обращении с отходами на юридические лица может быть наложен административный штраф в сумме до 250 тысяч рублей, а деятельность не сдавших «мусорные документы» – приостановлена на срок до трех месяцев (АПИ подробно писало об этом – Мусорное обременение, Мусорная паспортизация).

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ежегодно в России образуется 7,3 млрд тонн отходов производства и потребления, 98,2 процента из них относилось к IV и V классам (практически неопасные и малоопасные). Используется до 3,8 млрд тонн (52 процента) образовавшихся отходов, 13 млн тонн (0,2 процента) – обезвреживается.

За 2019 год специальную отчетность представили 15,2 тысяч производителей и импортеров товаров и упаковки, сумма уплаченного ими экологического сбора составила 2,5 млрд рублей. Инвестиции в сфере обращения с отходами оцениваются в 15,2 млрд рублей.

Мнения

 

Андрей Чернов, индивидуальный предприниматель, сборщик мебели

Теоретически идея правильная – налоговое стимулирование производителей использовать экологически безопасные материалы. К такому же 20 млрд рублей, которые Минприроды планирует собрать в качестве экологического налога, составляют всего 0,02 процента национального ВВП. Следовательно, говорить о существенном и непропорциональном повышении налоговой нагрузки не приходится. Равно как введение «расширенной ответственности» не должно отразиться на потребительских ценах.

Но многие аспекты реформы не понятны. Например, что понимать под товаром и его производителем? Скажем, лесхоз поставляет круглую древесину, он должен уплачивать экологический налог? Потом на другом предприятии бревна режут на доски, деревообрабатывающий комбинат выпускает из них комплектующие, я собираю мебель. Получается, что за предстоящую утилизацию мебели должны будут заплатить минимум четыре производителя. А ведь таких этапов может быть значительно больше. Или те же батареи – экологический сбор предлагается взимать как с их производителей, так и с выпускающих включающие аккумуляторы ноутбуки, смартфоны и иные гаджеты. Безопасное уничтожение шин и тех же аккумуляторов уже входит в утилизационный сбор, уплачиваемый автопроизводителями, и многое другое.

Кроме того, любые сложные товары (начиная даже с простого стула, не говоря уж про холодильники, автомобили и прочие) содержат много материалов разного класса опасности. По идее, ставки сбора должны дифференцироваться, но на практике это вряд ли реально – устанавливать отдельные тарифы для стульев из дерева, ДВП, пластика и другого материала, с кожаным, тканевым или опять же пластиковым сиденьем, склеенного разными видами клеем, покрытого разными лаками и многие другие аспекты. А без такой градации у производителя не будет стимула даже думать об экологии.

Константин Скоморохов, генеральный директор ООО «Вирта»

Поскольку производство в России, особенно небольшое, всегда балансирует на грани рентабельности, считаю, введение такого налога непосредственно для производителя катастрофой. На самом деле отвечать за утилизацию должен конечный потребитель. Сейчас в России повышается экологическая культура, появляются точки для раздельного сбора мусора и так далее. Поэтому не вижу проблемы, когда об утилизации уже ненужной вещи будет думать потребитель.

Затея пока очень далека от реальности. Одно дело утилизационный сбор на мелкую бытовую технику или мебель, который вполне понятен в цифрах. Другое – утилизация крупных объектов. Можно эвакуатором притащить старый автомобиль на точку утилизации, но что делать производителям, скажем, больших судов? Наши дальневосточные побережья все завалены «трупами» ржавых кораблей, их даже на металл никто не будет резать, поскольку вывоз нерентабелен. Собственно говоря, и 20-метровые яхты уже сложно куда-либо переместить не своим ходом.