02.04.2020
02.04.2020. АПИ — Должностных лиц обяжут объяснять законность полученных доходов, любые сомнительные предлагается изымать в пользу государства. Такую инициативу Министерства юстиции РФ поддержал Совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Конституция России и действующий Гражданский кодекс РФ гарантируют защиту собственности. Но по решению суда в федеральную казну может быть обращено имущество, в отношении которого в соответствии с антикоррупционным законодательством не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Вместе с тем сами доходы недобросовестных чиновников и остатки на их банковских счетах не всегда признаются имуществом. «Правовые основания для обращения в доход Российской Федерации денежных средств, в отношении которых не представлено подтверждающих получение их на законных основаниях сведений, отсутствуют, что может способствовать совершению коррупционных правонарушений», – констатируют в Минюсте.
Подготовленный юридическим ведомством законопроект предусматривает механизм получения сведений о средствах, зачисляемых на счета чиновников, иных должностных лиц, их супругов и несовершеннолетних детей. При наличии у работодателя достаточной информации, свидетельствующей о получении недекларированного дохода, таким лицам предписывается подтвердить законность получения таких средств. В противном случае по иску прокуратуры необоснованные доходы могут быть обращены в собственность государства. «Принятие соответствующего федерального закона будет способствовать предотвращению коррупционных правонарушений», – отмечается в пояснительной записке.
В Совете при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в целом поддерживают такую инициативу: «Обращение в доход государства имущества является «мерой государственного принуждения», отличной от конфискации (которая является уголовным наказанием)», – констатирует член Совета – ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук Эльвира Талапина.
С другой стороны, эксперты указывают на ряд недоработок проекта. Ведь согласно устоявшемуся подходу, денежные средства включаются в состав имущества, то есть в этой части поправки можно считать избыточными. Равно как отсутствует и четкая процедура обнаружения фактов поступления денежных средств – основанием для проверки названо наличие «достаточной информации». «Это позволяет применять норму выборочно. Кроме того, материалы направляются в прокуратуру «в случае непредставления сведений, подтверждающих законность получения денежных средств». При этом такой возможности не содержится, если сведения были представлены, но не в полном объеме, имеются сомнения в их достоверности и прочее», – отмечается в экспертном заключении.
Отметим, что легитимность изъятия сомнительной собственности чиновников в отсутствие у них презумпции невиновности неоднократно подтверждал Конституционный суд России. По мнению служителей Фемиды, спорные нормы устанавливают «механизм контроля со стороны государства за имущественным положением отдельных категорий лиц и в целях профилактики коррупции». «Применение данной меры не предполагает лишения лица права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества», – отмечается в определении высшей инстанции (АПИ подробно писало о таких делах – Антикоррупционное раскулачивание, Презумпция взятки, Чиновников лишили презумпции невиновности).