06.04.2020
06.04.2020. АПИ — Со 2 апреля российские адвокаты вправе включать в соглашения с клиентами условие о выплате вознаграждения в случае успешного рассмотрения дела в суде – так называемого «гонорара успеха». Такое положение одобрил Совет Федеральной палаты адвокатов (ФПА).
В течение многих лет складывалась неоднозначная практика получения юристами «платы за выигрыш». Еще в 1999 году Высший арбитражный суд РФ признал ее результатом своего рода пари, не подлежащим взысканию. К схожему выводу в 2007 году пришел и Конституционный суд России. Позже арбитражная система поменяла отношение к «гонорару успеха», в том числе допустила расчет вознаграждения юристов в процентном отношении к цене иска и в зависимости от принятия решения в пользу клиента. Тогда как суды общей юрисдикции чаще убеждены, что «взыскание «гонорара успеха» без какого-либо обоснования этой суммы и учета фактически оказанных услуг противоречит публичному порядку.
Принятый 2 декабря прошлого года федеральный закон восстановил право адвокатов на получение повышенного вознаграждения в зависимости от результата оказания юридической помощи. Однако порядок заключения таких соглашений с клиентами законодатели делегировали определить Федеральной палате адвокатов (АПИ писало об этом – Адвокатская коммерциализация).
Одобренное юридическим сообществом положение предусматривает возможность включения оговорки о «гонораре успеха» в договор, в том числе с клиентами, у которых отсутствует возможность самостоятельно выплачивать вознаграждение адвокату. При этом такое соглашение не является гарантией или обещанием положительного результата рассмотрения дела в суде. Более того, клиент должен быть информирован, что взыскание выплаченного гонорара с другой стороны также не гарантируется. Подчеркивается, что дополнительная «премия» не может оговариваться при оказании адвокатами правовой помощи по уголовному делу или по делу об административном правонарушении.
В целом положение ФПА исходит из принципа свободы договора между клиентом и адвокатом, представляющим услуги по арбитражным, гражданско-правовым и иным категориям споров. Вместе с тем в соглашении должен быть ясно и недвусмысленно определен результат, которым обусловлена выплата «премии». Она может осуществляться поэтапно (например – по итогам разрешения дела каждой инстанцией), но в этом случае необходимо определить и порядок возврата полученного гонорара при отмене принятого решения вышестоящим судом и в иных случаях. Также стороны вправе определить условия выплаты, если положительный для клиента результат не был достигнут по его же вине. «Обусловленное вознаграждение может определяться как твердая денежная сумма, как доля (процент) от размера удовлетворенных требований доверителя или от размера требований к доверителю, в удовлетворении которых было отказано, а также иным способом, позволяющим рассчитать размер вознаграждения. Условие о гонораре успеха предполагается разумным и обоснованным», – отмечается в документе.
Глава ФПА Юрий Пилипенко расценивает принятие положения как победу институционализации в законе об адвокатуре «гонорара успеха», который был ранее поставлен под сомнение Конституционным Судом России: «Теперь для адвокатов этот институт является абсолютно законным. Правила в большей степени ориентированы на принцип свободы договора, предоставляя адвокату, как самостоятельному субъекту оказания правовой помощи, возможность вместе со своим доверителем определять детали применения «гонорара успеха», – констатировал Юрий Пилипенко.