12.05.2020
Антикризисные привилегии одним гражданам и компаниям зачастую предоставляются за счет других. Многие участники рынка вправе безответственно не исполнять обязательства, собственники жилья своевременно не платить за коммунальные услуги, авиакомпании – не возвращать стоимость билетов. Такая цепочка может привести к новому кризису неплатежей.
12.05.2020. АПИ — В качестве мер поддержки бизнеса введен мораторий на признание компаний банкротами, частные работодатели обязали выплачивать за свой счет зарплату за объявленные главой государства нерабочие дни, а энергокомпании – компенсировать задолженность по жилищным и коммунальным платежам. Возмещение таких убытков не предусматривается.
Наиболее пострадавшими от пандемии признаны гостиницы, турфирмы, автоперевозчики, почти все организации торговли и общественного питания, культуры, спорта и многие другие. Еще более тысячи предприятий включены в список системообразующих.
В отношении всех этих юридических лиц с 4 апреля на шесть месяцев вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Это означает прекращение начисления неустоек, штрафов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств. Согласно разъяснениям Верховного суда России, не должны начислять и предусмотренные Гражданским кодексом РФ проценты, автоматически приостанавливается и исполнение ранее вынесенных судебных решений. «Введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк», – отмечается в обзоре высшей инстанции.
Эти антикризисные меры позволяют всем торговым центрам, турфирмам, автоперевозчикам и иным работающим в пострадавших отраслях компаниям по существу без каких-либо последствий не платить по своим обязательствам. Такую же «привилегию» государство даровало системообразующим предприятиям.
Иные участники рынка могут задержать платежи под предлогом форс-мажорных обстоятельств. Однако таковыми не являются неплатежи контрагентов, в том числе защищенных мораторием компаний из кризисных отраслей. Равно как формально введенные ограничительные меры сами по себе не создают непреодолимую силу, поскольку они не запрещают совершение банковских операций по переводу средств.
С другой стороны, по мнению Верховного суда России, форс-мажором может являться дефицит денежных средств, который возник из-за карантина. В том числе по причине введения режима самоизоляции, запрета определенной деятельности (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения) и так далее. При рассмотрении таких вопросов в судебном порядке служители Фемиды будут оценивать, мог ли разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную деятельность, избежать неблагоприятных финансовых последствий.
Эксперты отмечают, что ни мораторий, ни обстоятельства непреодолимой силы сами по себе не освобождают должника от исполнения обязательств. Единственная льгота – не платить проценты, пени, неустойки и иные санкции за своевременную неоплату, например, аренды помещений, погашение банковского кредита и так далее. С учетом текущей стоимости заемных ресурсов и ключевой ставки Банка России даже за полгода, на которые введен мораторий по банкротству, такая экономия не превысит трех процентов.
Равно как очень опасно не платить по кредиту – согласно Гражданскому кодексу РФ, даже единичная просрочка дает банку право требовать возврата всей суммы займа. Причем начисление закрепленных договором процентов продолжится, мораторий позволяет не платить только штрафные санкции. Добросовестным заемщикам, оказавшимся в затруднительной ситуации и отнесенным в категории малого бизнеса, эксперты рекомендуют воспользоваться объявленными государством «кредитными каникулами». Также есть возможность провести по существу реструктуризацию, получив беспроцентный шестимесячный кредит на выплату заработной платы, льготный кредит на пополнение оборотных средств по ключевой ставке Банка России (5,5 процентов годовых) или на иные нужды под 8,5 годовых.
К цепочке неплатежей может привести и введенный мораторий на начисление собственникам жилья и квартиросъемщикам пеней за несвоевременное внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги и на капитальный ремонт. Такую же привилегию получают коммерческие арендаторы и владельцы нежилых помещений в многоквартирных жилых домах (то есть расположенные чаще всего на первых этажах магазины, кафе и иные организации). Мораторий действует с 6 апреля до конца года и, согласно разъяснениям высшей инстанции, применяется «вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица».
В то же время указывается, что от пеней и иных финансовых санкций освобождаются сами управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и иные организации. То есть они также вправе без каких-либо негативных финансовых последствий до конца года задержать оплату предоставленных конечным потребителям коммунальных услуг. Крайними в такой ситуации оказываются энергетики – предприятия водо-, тепло-, газо- и электроснабжения. Многие из них включены в число системообразующих, то есть вправе не платить пени по невыплатам своим контрагентам и так далее.
Учитывая, что объем услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства достигает 260 млрд рублей в месяц, недоимка за период моратория может превысить 2,3 трлн, а размер неначисленных пеней – почти 60 млрд рублей.
За счет частных компаний государство объявило полтора месяца нерабочими, обязав компании выплачивать сотрудникам полную заработную плату. Хотя Трудовой кодекс РФ такой режим вообще не предусматривает (АПИ подробно писало об этом – Условно платное безделье). Позиция чиновников по спорным вопросам оказалась непоследовательной. Например, первоначально трудовое ведомство считало возможным не начислять соответствующее вознаграждение при сдельной оплате (то есть нет выполненной работы – нет зарплаты). Тогда как в изданных в конце апреля разъяснениях Министерство труда и социальной защиты РФ указало на незаконность введения на принудительно закрытых компаниях даже режима простоя.
Предприятия, деятельность которых отнесена к категории наиболее пострадавших от распространения коронавируса, вправе претендовать на специальную субсидию из расчета минимального размера оплаты труда (12 130 рублей) на одного трудящегося. Однако выплачивать заработную плату следует вовремя – согласно действующему федеральному закону о банкротстве, мораторий не приостанавливает начисление пеней и иных санкций за неисполнение так называемых текущих платежей, к которым относятся оплата труда, выходные пособия и иные подобные начисления. Более того, введенные ограничения не приостанавливают исполнение ранее вынесенных решений о взыскании задолженности по заработной платы, авторским гонорарам, а также возмещению причиненного жизни или здоровью вреда.
В ряде случаев государство уже начинает перераспределять риски и последствия. В частности, авиакомпании и железнодорожников планируется освободить от обязанности возвращать пассажирам стоимость неиспользованных из-за введения карантина и закрытия границ билетов. Вместо денег потребителям будут выдавать некие ваучеры, дающие право на соответствующий перелет или поездку после отмены введенных в связи с пандемией ограничений. Конкретный порядок такой компенсации уже внесенный в Госдуму законопроект делегирует определить Правительству России.
Такие меры, по мнению самих перевозчиков, должны спасти отрасль от кризиса – объем подлежащих возврату средств за авиабилеты оценивается в 70 млрд рублей, компаний группы «Российские железные дороги» – 8 млрд. При существенном снижении объема перевозок и сохранении текущих расходов на оплату труда, лизинг самолетов и других многие участники рынка могут оказаться в состоянии банкротства.
Также законопроект устанавливает особенности возврата стоимости самих путевок, которыми граждане не смогли воспользоваться из-за закрытия границ и введения в других странах карантина. В этом случае договор о реализации туристского продукта расторгается, а туроператор обязан в течение десяти дней вернуть уплаченную клиентом сумму и проценты за ее использование из расчета ключевой ставки Банка России.
С другой стороны, в случае отмены международного рейса или при иных обстоятельствах действующий Воздушный кодекс РФ гарантирует пассажирам возврат стоимости билетов. Любые законодательные изменения не имеют обратной силы и могут применяться только к договорам перевозки (билетам), заключенным после вступления их в силу. Таким образом, пассажиры рейсов, не состоявшихся с марта по май, должны будут в любом случае получить «живые деньги». Для возмещения стоимости невозвратных билетов по несостоявшимся туристическим поездкам из федеральной казны выделено 3,5 млрд рублей.
Гарантирован возврат билетов и пассажирам железнодорожного транспорта. Причем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена снизить размер удерживаемой при этом комиссии до одного рубля: «В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации и массовой отмены запланированных ранее мероприятий пассажиры вынуждены сдавать ранее приобретенные билеты. В ФАС поступают многочисленные обращения граждан по вопросу взимания сбора в связи с вынужденной отменой поездок и возвратом билетов, в том числе от организованных групп школьников с запланированными экскурсионными поездками на майские праздники и каникулы, пенсионеров, которые приобрели билеты к местам лечения, отдыха, в Крым и другие», – отмечают в ведомстве.
По данным портала «ОГРН.онлайн», отнесенные к категории наиболее пострадавших от распространения коронавируса виды деятельности осуществляет более 2 млн юридических лиц. При этом почти 900 тысяч из них с 2018 года не получали дохода.
Согласно отчету Единого федерального ресурса сведений о банкротствах, по итогам конкурсного производства в 2019 году погашалось только 4,6 процента задолженности, а кредиторы 68 процентов компаний не получили ничего.
По данным Федеральной службы государственной статистики, суммарная задолженность компаний на 1 февраля превышала 52,8 трлн рублей, в том числе 3,7 трлн (7 процентов) – просроченная.
За апрель-июнь 2019 года за границу выехало более 12 млн россиян, в том числе 5,2 млн туристов.
Руслан Мухаметшин, руководитель департамента консалтинга и оценки, консультационная группа «Прайм Эдвайс»
При входе в карантин участники бизнеса находились в неравном положении как с точки зрения источников финансирования и наличия «подушки», так и принадлежности к той или иной отрасли. Рачительные собственники всегда имели какой-то запас прочности – разумно относились к кредитной политике, поддерживали запас ликвидности на «черный день» и не раздували штат сотрудников. При этом были и обратные ситуации – когда бизнес работает неэффективно и перегружен заемными средствами.
Инициировать банкротство можно, только имея вступившее в законное силу решение суда, на получение которого уходит от двух до шести месяцев. А этому, как правило, предшествует еще и претензионная работа длительностью в пару месяцев. То есть по сути проблемы у компании, которая пользуется мораторием, должны были возникнуть довольно давно. Введенный мораторий на банкротство дает отсрочку и так неэффективному бизнесу, который и до пандемии чувствовал себя неважно, лишая кредиторов возможности защитить свои интересы. Мера больше популистская, чем реально действующая.
Андрей Ступников, руководитель практики разрешения споров и банкротства юридической фирмы Coleman Legal Services
Само по себе введение моратория на возбуждение дел о банкротстве, на мой взгляд, не приведет к кризису неплатежей. Ведь кредитор может требовать применения обеспечительных мер, в том числе ареста денежных средств на счетах и иного имущества должника. Таким образом, недобросовестное неисполнение своих обязательств должником приведет хоть и не к немедленному взысканию задолженности, но к фактической «заморозке» соответствующих средств.
Дополнительные гарантии установлены для банков или иных кредиторов – сама по себе просрочка погашения кредита или займа является основанием требовать досрочного возврата всей оставшейся суммы задолженности. То есть должник, под предлогом моратория уклоняющийся от внесения аннуитетных платежей, очень рискует. В такой ситуации логично и законно просить «кредитные каникулы».
Кроме того, за невыплату заработной платы законодательством предусматривается в том числе и уголовная ответственность, на которую мораторий не распространяется.
Дмитрий Базаров, партнер BGP Litigation
Следует помнить, что целью введения моратория является восстановление платежеспособности определенных категорий должников, наиболее пострадавших в период распространения коронавируса, их защита и предоставление им возможности выйти из сложного положения и вернуться к нормальной хозяйственной деятельности.
Конечно, возможность злоупотреблений со стороны таких компаний нельзя исключать. Однако мораторий на начисление неустойки, пени и иных мер финансовой ответственности не распространяется на текущие платежи. К таковым относятся в том числе заработная плата, выходные пособия и иные выплаты, начисленные после 6 апреля. Равно как кредитор в будущем вправе требовать взыскания убытков с контролирующих таких должников лиц, а также привлечения их к субсидиарной ответственности.
Также не стоит забывать, что подобные злоупотребления влияют на деловую репутацию и могут повлечь отказ контрагентов от сотрудничества. Более того, Верховный суд России подчеркивает, что мораторий должен распространяться только на те случаи, которые отвечают целям его введения.
Сергей Волосников, руководитель Финансово-аналитического департамента Alliance Legal CG
Прекращение начисления неустоек за неисполнение денежных обязательств едва ли сильно ухудшит состояние «непострадавших» кредиторов – сами обязательства не отменяются, наложенные аресты сохраняются. Мораторий для пострадавших отраслей – это всего лишь отсрочка в надежде, что они как-то выкрутятся и ситуация восстановится. А вот представителям бизнеса, который, по мнению правительства, не пострадал, придется разбираться с проблемами вовсе самостоятельно.
Из-за режима самоизоляции люди вынуждены сидеть дома и потреблять коммунальные услуги в большем количестве. Конечно, отдельные, даже состоятельные граждане могут намеренно не оплачивать коммунальные услуги, злоупотребляя своими правами. Но передача вопроса предоставления льготы на усмотрение управляющим компаниям неминуемо привела бы к волоките, последующим спорам и злоупотреблениям уже с их стороны. Между тем именно в том вопросе правительство обеспечило соблюдение баланса интересов участников отношений – в отношении уплаты управляющими организациями неустойки ресурсоснабжающим организациям также введен мораторий.
Очевидно, что вопросы общественной безопасности не всегда находятся в консенсусе с комфортом обычных граждан и бизнеса, как не существует и универсального рецепта всеобщей справедливости. Остается надеяться, что правительство продолжит настраивать систему мер поддержки, ведь настоящие последствия кризиса мы ощутим на себе только через несколько месяцев.