Рейтинг@Mail.ru
home

28.05.2020

Водителей трамваев и троллейбусов освободили от штрафных талонов

28.05.2020. АПИ — Водители трамваев и троллейбусов теперь вправе не получать специальные книжки, позволяющие применять дисциплинарные санкции за допущенные нарушения. Такое решение Верховного суда России вступило в силу 16 мая.

Специальная книжка появилась 32 года назад, в 1995 году обновленную форму утвердило Министерство транспорта РФ. Этот документ отчасти дублировал водительское удостоверение, но в него также вносились сведения о прохождении медицинских периодических осмотров, заключения о допуске к работе на маршруте, а также записи о нарушениях правил и инструкций. К книжке прилагались три предупредительных талона, которые могли изыматься работодателем (уполномоченными сотрудниками трамвайных или троллейбусных парков) за совершение грубых нарушений. К ним относились провоз в кабине посторонних, отвлечение от управления во время движения, отправление с открытыми дверями, сход с рельсов или обрыв контактного провода, ряд иных нарушений техники безопасности и Правил дорожного движения. После изъятия третьего талона водитель направлялся на квалификационную комиссию, а для их возвращения он должен был безупречно проработать три месяца. «Водителям, проявившим себя в предотвращении дорожно-транспортного происшествия и в других мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности движения, по решению руководителей предприятия талоны могут быть возвращены досрочно», – отмечается в документе.

В спорной ситуации оказался сотрудник петербургского ГУП «Горэлектротранс» – водитель трамвая Дмитрий Плетнев. За остановку на обесточенном перекрестке, обернувшуюся задержкой в движении на полчаса, руководство трамвайного парка изъяло у него один талон и лишило премии. Но районный суд пришел к выводу об отсутствии доказательств допущенного Дмитрием Плетневым проступка и признал приказ об изъятии талона и лишении премии незаконным.

Тогда петербургский трамвайщик оспорил в Верховном суде России сами правила, допускающие ведение специальных книжек и талонов. По его мнению, приказ Министерства транспорта РФ является по существу нормативным правовым актом, но при этом не прошел государственную регистрацию и не был официально опубликован. Аргументы истца поддержали Генеральная прокуратура России и Министерство юстиции РФ.

Проанализировав спорный документ, высшая инстанция пришла к выводу, что приказ содержит нормативные предписания, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, что характеризует его как нормативный правовой акт. Однако от имени федерального ведомства его подписало неуполномоченное лицо – директор Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ. Равно как нормативный акт не был зарегистрирован и опубликован для всеобщего сведения, а, следовательно, согласно Конституции России, на него нельзя ссылаться в суде. Поэтому Положение о книжке водителя трамвая и троллейбуса служители Фемиды признали недействующим со дня принятия. 

Отметим, что Дмитрий Плетнев был не единственным водителем трамвая, пострадавшим от применения незаконного нормативного акта. Также с петербургским ГУП «Горэлектротранс» судилась Ирина Белякова, лишенная премии за разговор по мобильному телефону. 

Напомним, что талоны предупреждений к водительским удостоверениям были упразднены в конце 80-х годов прошлого века. Вместе с тем подготовленный проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает лишение водителя прав за систематическое нарушение Правил дорожного движения (три и более грубых проступка в течение года). При этом в юридическом ведомстве отклонили доводы участников общественного обсуждения о неконституционности такой нормы.

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России эксплуатируется 7,7 тысячи трамвайных вагонов и 9 тысяч троллейбусов. Трамвайное движение организовано в 61 городе, общая длина путей превышает 2,4 тысячи километров, ежегодно по ним перевозится почти 1,3 млн пассажиров. Протяженность 85 троллейбусных систем составляет 5,1 тысячи километров, оборот – 1,3 млн пассажиров в год.