Рейтинг@Mail.ru
home

29.06.2020

Большие цифровые перспективы

Для идентификации потребителей бизнесу могут предоставить доступ к Единому порталу государственных и муниципальных услуг. Обмениваться электронными документами разрешат работодателям и сотрудникам, удаленно будут удостоверять сделки и нотариусы. Но пока все эти механизмы не работают, а чиновники состязаются в «цифровом законотворчестве».

29.06.2020. АПИ — Действующий федеральный закон признает электронный документ равнозначным бумажному, только если он удостоверен усиленной квалифицированной электронной подписью. Для частных лиц ее использование обременительно и экономически нецелесообразно, тогда как большинство россиян уже имеют аккаунт на портале госуслуг – в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Работник на «мыле»

Хотя еще три месяца назад в связи с пандемией власти настойчиво рекомендовали работодателям переводить всех сотрудников на удаленный режим работы, правовая база для реализации таких планов отсутствует до сих пор. Формально 5 мая вступил в силу федеральный закон, позволяющий в порядке эксперимента подписывать в электронном виде сами трудовые договоры, различные заявления и согласия, передавать подчиненным приказы, уведомления, предупреждения и иные документы. Однако необходимую для реализации такого проекта подсистему «Электронный кадровый документооборот» на портале «Работа в России» планируется запустить в опытную эксплуатацию только с 20 июля, а в постоянную – 5 сентября.

Отказ от обязательного применения в том числе всеми занятыми дистанционно сотрудниками квалифицированной электронной подписи предусматривается и законопроектом, внесенным в Госдуму в середине июня. Его авторы – группа парламентариев и сенаторов, признают, что «российское трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу работников на удаленный режим работы. Так, для уведомления работника о переходе на данный режим использовались разные способы: электронные письма и устные сообщения, приказы руководства компаний, крайне редко – рекомендованные большинством юристов дополнительные соглашения, устанавливающие режим удаленной работы и местонахождение рабочего места. Но даже такое дополнительное соглашение оказалось невозможно заключить в электронном виде, поскольку это также не урегулировано законодательством», – отмечается в пояснительной записке.

Единая подпись

С 1 июля Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ намерено запустить еще один эксперимент – по дистанционному заключению договоров продажи любых товаров и оказания услуг, а также сделок с недвижимостью и транспортными средствами. Для идентификации покупателей будет использоваться Единый портал государственных и муниципальных услуг. В нем планируется создать цифровые профили граждан и юридических лиц, данные которых позволят заключать соответствующие контракты.

Правда, подключиться к Единому порталу в рамках нового эксперимента смогут только так называемые агрегаторы – специализированные ресурсы, собирающие объявления о продаже товаров, автомобилей, недвижимости, а также фриланс-биржи услуг. Сам порядок такого участия бизнеса в электронных сделках предлагается определить самому связному ведомству, но никакие конкретные сроки пока не установлены. В Минкомсвязи лишь уточнили, что подключение будет бесплатным, но желающим агрегаторам придется получить согласие межведомственной комиссии.

Эксперты напоминают, что еще в ноябре прошлого года было принято решение об использовании Единого портала для переписки граждан с органами власти и «осуществления юридически значимых действий, в том числе совершения сделок, путем создания электронных документов, их подписания с использованием электронной подписи и направления третьим лицам, включая возможность многостороннего подписания» (АПИ писало об этом – Электронные сделки через государственный портал узаконили). Однако на практике все эти планы до сих пор ни технически, ни организационно не реализованы.

Через Единый портал связное ведомство намерено проводить и голосование собственников квартир и иных помещений в многоквартирных домах. Действующее законодательство позволяет использовать для организации этих общих собраний в том числе государственную информационную систему «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ГИС ЖКХ), но, по словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрея Черненко, «такая практика пока не получила широкого распространения». «Почему мы в эту историю включаем «Госуслуги»? Потому что это платформа, которой доверяют граждане. Большое количество людей ежедневно пользуются порталом, данные защищены, а мошенничество с голосами невозможно. Этот инструмент даст людям возможность управлять своим жильем, своей землей, своим домом», – заявил Андрей Черненко.

Электронный хранитель

Альтернативные планы либерализации законодательства с целью развития цифровых технологий предложило Министерство экономического развития РФ. Правда, фактически разработанный законопроект касается только использования телемедицинских технологий (идентификации пациента при дистанционном обращении к врачу, подтверждения согласия на медицинское вмешательства, установления диагноза и назначения лечения), а также подключения средств мобильной связи. В частности, такой контракт может заключаться или расторгаться без личной явки абонента, при условии использования для его идентификации биометрических персональных данных. Кроме того, внесение на счета абонентов денежных средств в пределах 60 тысяч рублей предлагается освободить от контроля в рамках противодействия отмыванию преступных доходов. «Принятие указанных поправок позволит расширить способы дистанционного заключения договоров об оказании услуг связи, что имеет существенное значение для минимизации контактов и посещения мест массового пребывания в период распространения коронавирусной инфекции», – отмечается в пояснительной записке.

Также в экономическом ведомстве намерены на уровне федерального закона регламентировать порядок конвертации, создания дубликатов и хранения электронных документов. Компании, в том числе банки, страховщики и иные финансовые организации, а также индивидуальные предприниматели, вправе будут передавать цифровые архивы специализированным операторам, имеющим государственную аккредитацию. Для ее получения такой оператор должен иметь в штате квалифицированного специалиста, сертифицированную по требованиям безопасности информационную систему и хранить все полученные массивы исключительно на территории России. «Расширение сферы применения электронного документооборота должно производиться без ущерба для аутентичности, целостности и доступности электронных документов. Достижение указанной цели возможно при условии создания инфраструктуры, позволяющей участникам рынка обеспечивать перевод документов из бумажной формы в электронную и, наоборот, преобразовывать электронные документы из одного формата в другой, а также делегировать функции хранения электронных документов третьим лицам без создания угрозы нарушения их сохранности и юридической значимости», – убеждены в Минэкономразвития.

Виртуальный нотариус

Уже внесенные в Основы законодательства РФ о нотариате поправки предусматривают возможность совершения частнопрактикующими служителями Фемиды удаленных сделок и предоставления иных услуг (действий). В частности, без личной явки можно будет удостоверить верность перевода, зафиксировать передачу документа, депонировать денежные средства и иное имущество, совершить исполнительную надпись, заверить распечатку с сайта и так далее. Находящиеся, возможно, в разных концах страны покупатели и продавцы недвижимости смогут совершить сделку, обратившись к двум нотариусам – каждый в своем городе.

Для дистанционной идентификации клиента нотариусам предписываться использовать изображение лица и голос граждан, записанные в Единой биометрической системе. Зарегистрироваться в ней можно в любом подключенном к такой системе банке. Все услуги по созданию такого «паспорта», его использованию, а также необходимое для идентификации мобильное приложение, должны предоставляться бесплатно (Банк России: граждане вправе пройти биометрическую регистрацию в любой кредитной организации).

Правда, закон не определяет, кто будет нести ответственность за последствия возможного мошенничества – ошибку идентификации. Эксперты утверждают, что подделать биометрические персональные данные невозможно, тогда как от их фальсификации на этапе регистрации (то есть когда уполномоченная кредитная организация под именем добросовестного гражданина запишет изображение и голос афериста) никто не застрахован. Формально возмещать ущерб должен будет нотариус или даже все удостоверяющие сделку нотариусы разных регионов, но только если суд установит их вину. Практика поведения частнопрактикующих служителей юстиции при ошибке в установлении личности даже непосредственно присутствующих клиентов свидетельствует, что они никогда ни в чем не виноваты (АПИ подробно писало о таких проблемах – Нотариус всегда прав). Кроме того, заключение «виртуальных» сделок обойдется их участникам в копеечку – за соответствующие услуги придется заплатить каждому нотариусу.

Поправки вступят в силу с 29 декабря. Для их реализации Министерство юстиции РФ уже подготовило пакет подзаконных актов.

Экранное доказательство

В условиях пандемии и отсутствия законодательного регулирования отношение к электронным документам изменили служители Фемиды. Практика свидетельствует, что в качестве доказательства принимаются скриншоты и обычные распечатки электронных документов. Тогда как ранее такие материалы требовалось удостоверять у нотариусов, и даже одна страничка могла обойтись в несколько тысяч рублей.

Впервые о допустимости принятия виртуальных доказательств еще в апреле прошлого года заявил Верховный суд России. Он разрешил заверять скриншоты самим участникам спора при условии указания адреса интернет-страницы (URL) и точного времени распечатки. Также высшая инстанция признает юридическое значение отправленного по электронной почте и другим средствам связи сообщения, «когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано». По мнению Дмитрия Якушева из Адвокатского бюро «Андрей Городисский и партнеры», такие положения позволяют представлять в качестве доказательства переписку в мессенджерах. В качестве примера он приводит рассмотренный Арбитражным судом Москвы спор между ООО «Е-Транс Контракт» и «ТЛК «ЮнитТЭК». Служители Фемиды приняли распечатку переписки по электронной почте, причем подтверждением легитимности действующих от имени компании сотрудников и e-mail признали их указание на корпоративном сайте (соответствующий скриншот). Также допустимым доказательством стала переписка в мессенджере WhatsApp с номера, который был указан в качестве контактного телефона на сайте ответчика и обнаруживался в поисковой системе.

Скриншоты с мессенджера WhatsApp в качестве доказательств принял и курский арбитраж. Санкт-Петербургский городской суд признал допустимым подтверждением расчета налога распечатку из «Личного кабинета налогоплательщика» на сайте фискального ведомства. Тогда как служители экономической Фемиды Приморского края отказались приобщать электронную переписку к материалам дела, так как она не была не заверена нотариально и велась с лицами, не являющимися участниками рассматриваемого спора. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что процессуальным законодательством не определены «требования относительно формы представления электронных документов в качестве доказательств». Но взыскивая израсходованные истцом на нотариальное удостоверение переписки 57 тысяч рублей, признал «обращение к нотариусу для обеспечения доказательств хоть и затратной, но сугубо вынужденной мерой». «Судебная практика исходит из необходимости обеспечения электронных доказательств посредством их нотариального заверения», – отмечается в решении.

Неоднозначно служители Фемиды оценивают мессенджер Telegram, деятельность которого в России в течение двух лет считалась незаконной. Предъявляя иск о защите деловой репутации против ПАО «Сбербанк России» и его сотрудницы Каринэ Коряковцевой, журналист Евгений Петров представил удостоверенные нотариусом распечатки из Telegram-канала «Беспощадный пиарщик», но суд не признал их доказательством авторства спорной публикации. «Принимая во внимание, что отличительной чертой данного интернет-ресурса является анонимность авторов, суд приходит к выводу, что истцом не доказано ни авторство Коряковцевой К.М. в отношении размещенной информации, ни тот факт, что информация, размещенная авторами, была получена от самой Коряковцевой К.М.», – заключил суд, отклоняя иск.

Справка

По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, на Едином портале государственных и муниципальных услуг зарегистрировано более 68 млн совершеннолетних граждан.

Мнения

 

Иван Колмыков, юрист практики Dentons в области корпоративного права и M&A

Целью эксперимента по заключению договоров между физическими лицами через Единый портал государственных и муниципальных услуг и оформлению значительной части трудовых документов онлайн является повышение достоверности информации и совершенствование системы аутентификации. Один из ключевых вопросов дистанционного взаимодействия – достоверность всех данных участников и действий, которые они выполняют. При реализации этих экспериментов нужна серьезная техническая составляющая, которая позволит выполнять все действия без технических ошибок. 

В целом, подобные меры являются эффективными, позволяют заключать договоры в более простой форме. Принятые в связи с пандемией ограничения также показали необходимость электронного документооборота и дистанционного оформления сделок. 

Однако нельзя не отметить сложности, связанные с аутентификацией граждан на Едином портале. На сегодняшний день используемую систему нельзя признать надежной, исключающей несанкционированный доступ к персональным данным контрагента по сделке. Предложенные эксперименты направлены на совершенствование этого механизма.

Впрочем, новое регулирование не учитывает возможность участия нотариуса при заключении сделки. Эта проблема известна и в корпоративных отношениях. Например, законодательство об акционерных обществах предусматривает дистанционные способы проведения общих собраний, но возникают сложности с подтверждением решений, принятых на таких собраниях. Нотариусы отказываются удостоверять дистанционные решения, основываясь на том, что невозможно идентифицировать участников.

Как следует из предлагаемых текстов нормативных актов, проведение экспериментов запланировано до середины 2021 года, то есть ожидать результатов и полноценного внедрения механизмов электронного документооборота и дистанционного заключения договоров раньше следующего года не следует. 

Равно как предстоит детально проработать вопрос ответственности за ошибки в идентификации пользователя. На наш взгляд, необходимо страховать риски, связанные с неверной аутентификацией пользователей на Едином портале. Такое страхование является необходимым, позволит повысить доверие граждан к данной системе и снизит риски физических лиц при таких ошибках.

Эльвира Прусакова, юрисконсульт онлайн-платформы «Податьвсуд.РФ»

Электронный документооборот уже не новинка, так как многие пользуются различными мессенджерами и электронной почтой для передачи данных и документов. Но обмен документами в таких масштабах у нас еще не упорядочен и действительно находится на экспериментальном уровне.

При удачном проведении эксперимента есть все шансы, что уже с лета 2021 года электронный документооборот будет полностью доступен для всех участников рынков, в том числе через Единый портал госуслуг.

Необходимо учитывать, что проверка персональных данных через ЕСИА для прохождения пользователем идентификации совершается вручную на любом ресурсе – будь то государственный или коммерческий портал. В проекте положения о проведении эксперимента вопрос ответственности не закреплен. На наш взгляд, ее должен нести владелец информационной системы, сотрудники которой допустили ошибку при идентификации пользователя.

Андрей Шевченко, юридическая компания «Можно»

В современном мире существуют возможности совершать сделки, в том числе с недвижимостью, в течение секунд. Это называется smart-контракт («умный договор») – набор алгоритмов, осуществляющих последовательность действий, описанных в договоре.

Но для запуска такого договора его стороны должны быть идентифицированы, а их права на продаваемую недвижимость или иной товар и на выплачиваемые средства установлены и подтверждены. Для этого необходима как программная и аппаратная часть, так и правовая инфраструктура. Ее и планируется организовать в рамках эксперимента, с той же целью создается и единый федеральный информационный регистр сведений о населении.

После создания инфраструктуры именно государство возьмет на себя обязательство по поддержанию актуальности и полноты сведений в электронных реестрах. Естественно, что оно же и будет нести ответственность за допущенные ошибки, которые привели к неправильной идентификации и возможным убыткам.

Таким образом, принимаемые на сегодня меры не просто эффективны, они определяют вектор развития российской экономики на будущее, поскольку заключение гражданами сделок через Единый портал – это только малая часть возможностей.