Рейтинг@Mail.ru
home

27.07.2020

Сбежавшим обвиняемым гарантировали право на защиту

27.07.2020. АПИ — Для вступления в уголовное дело в качестве защитника даже находящегося в розыске доверителя адвокату достаточно предъявить служебное удостоверение и ордер. К такому выводу пришел Верховный суд России.

В сложном положении оказалась адвокат Елена Орешникова, представлявшая Василия Самойлова. Брянская полиция объявила его в розыск по подозрению в крупном мошенничестве. Для ознакомления с делом адвокат представила в следственное управление ордер, копию своего служебного удостоверения, а также рукописные заявления от имени клиента о согласии на представление его интересов и допуск ее в качестве защитника. Однако полицейские детективы отказались даже приобщать документы к материалам дела: поскольку обвиняемый находился в розыске (предположительно на территории иностранных государств), органы следствия заявили об отсутствии возможности удостовериться в его согласии на участие в деле в качестве защитника конкретного адвоката.

Оспаривая решение следователей, Елена Орешникова апеллировала к гарантированному Конституцией России праву на квалифицированную юридическую помощь. Факт нахождения обвиняемого в розыске не может являться препятствием для его защиты, специальные нормы закона для таких случаев отсутствуют. Равно как не было реальных оснований сомневаться в подлинности представленных заявления и ходатайства, а следствие располагало возможностью провести почерковедческую экспертизу и установить принадлежность записей и подписи Василию Самойлову.

Однако районный и областной суды пришли к выводу, что возможность проведения такой экспертизы не снимает с адвоката обязанности представить следователю доказательства, подтверждающие волеизъявление подзащитного. «По данному делу право лица, объявленного в розыск, на получение квалифицированной юридической помощи ни следователем, ни судом не нарушено», – заключила апелляционная инстанция, отклоняя жалобу адвоката.

В свою очередь, Верховный суд России признал такие выводы ошибочными. Ведь Уголовно-процессуальный кодекс РФ прямо предусматривает, что для вступления в уголовное дело в качестве защитника адвокату достаточно предъявить служебное удостоверение и ордер. Специальный федеральный закон также запрещает требовать от адвоката и его доверителя для вступления предъявления иных документов. «Выполнение процессуальных обязанностей защитника не ставится в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которых находится дело. Следовательно, действующее правовое регулирование закрепляет уведомительный, а не разрешительный порядок вступления адвоката в дело», – отмечается в решении Верховного суда России. 

Напомним, что споры о допуске адвокатов к защите длятся уже много лет. Конституционный суд России еще в 2001 году признал право на свидания с находящимися под стражей подозреваемыми и обвиняемыми при предъявлении только ордера. О достаточности этого документа для ведения уголовного дела высшая инстанция напоминала неоднократно. Однако на практике администрации следственных изоляторов, руководствуясь ведомственным регламентом, продолжали требовать специальные разрешения от следователей на вступление защитника в дело. В 2017 году по инициативе главы государства из законодательства вообще исключили ссылку на спорный «допуск», но на местах изменения продолжают игнорироваться. Нередко спорные требования следователей и «вертухаев» поддерживают и служители Фемиды (АПИ неоднократно писало о таких проблемах – СИЗО-контроль и СИЗО-контроль-2).

По словам председателя Комиссии по правам человека Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Александра Мелешко, практика допуска защитников остается противоречивой – в разных регионах встречались разные подходы. «В Северной столице ордера и удостоверения чаще всего достаточно, тогда как, например, в Новгороде отказывали в допуске по мотиву отсутствия согласия подзащитного, и суды с этим соглашались. Теперь, надеюсь, всё встанет на места. Даже в случае заочного уголовного преследования нужна состязательность, которая невозможна без адвоката-защитника», – убежден адвокат.

Справка

По данным Генеральной прокуратуры России, в 2019 году было зарегистрировано более 2 млн преступлений, почти половина из них раскрыта. 

МВД России объявило в розыск 90,2 тысячи человек, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, 47 тысяч из них было установлено.