Рейтинг@Mail.ru
home

17.11.2020

Арбитраж: молчание абонента не является согласием

17.11.2020. АПИ — О волеизъявлении клиента на подключение дополнительной услуги могут свидетельствовать только его активные действия. К такому выводу пришел Шестой арбитражный апелляционный суд.

Жалобу на ПАО «Мегафон» подал хабаровский пользователь услуг этой компании. Без его желания и даже предупреждения оператор подключил опцию «Плати когда удобно» (позже переименованную в «Будь на связи!»), позволяющую по исчерпанию внесенного аванса пользоваться связью по принципу так называемого револьверного кредита (погашая долг до 26-го числа следующего месяца). Хотя за такой кредит плата не взималась, в Роспотребнадзоре квалифицировали действия ПАО «Мегафон» как административное правонарушение и наложили на него штраф в размере 20 тысяч рублей.

Рассматривая иск оператора о признании постановления надзорного органа незаконным, Арбитражный суд Хабаровского края пришел к выводу, что подключение услуги может осуществляться только путем осуществления абонентом определенных, так называемых конклюдентных действий. Они должны совершаться исключительно самим потребителем и свидетельствовать о его волеизъявлении. Однако, по данным представленной самим оператором детализации, в течение недели, в которую была подключена спорная услуга, пользователь на номера сервисной поддержки не звонил и входящих вызовов от компании не получал. «Из изложенного следует, что абонент конклюдентных действий, свидетельствующих о его волеизъявлении на подключение дополнительной услуги «Плати когда удобно», не совершал. Таким образом, ПАО «Мегафон» в одностороннем порядке изменило договор об оказании услуг связи», – заключил арбитражный суд, подтверждая вменяемое оператору административное правонарушение.

В апелляционной жалобе компания настаивала, что потребитель сам попросил подключить опцию в ходе телефонного разговора с сотрудником так называемой службы телемаркетинга. Однако служители Фемиды отклонили эти доводы, так как они противоречили имеющейся в материалах дела детализации состоявшихся соединений. Также суд напомнил, что согласно Гражданскому кодексу РФ, акцепт (согласие на заключение сделки) должен быть полным и безоговорочным, а молчание признается таким согласием, только если это вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон. «Факт самостоятельного подключения абонентом услуги «Плати когда удобно» допустимыми доказательствами не подтвержден», – отмечается в постановлении апелляционного суда.

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2019 году на операторов мобильной связи «большой четверки» (ПАО «Вымпелком», ПАО «Мегафон», ПАО «МТС» и ПАО «Теле2») поступило 6,5 тысячи обращений, в том числе больше трети жаловались на оказание дополнительных платных услуг без их согласия. Большая часть (43 процентов) претензий касалась деятельности ПАО «Мегафон».