Рейтинг@Mail.ru
home

30.11.2020

Российские резервации

Так называемые «национальные меньшинства» – представители малочисленных народов, имеют особые привилегии: право на досрочную пенсию, использование природных ресурсов, свободу передвижения и даже освобождение от призыва в армию. Но добиться этих льгот удается далеко не всем.

30.11.2020. АПИ — Конституция России, с одной стороны, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, с другой – также гарантирует права коренных малочисленных народов. В число таковых в настоящее время внесено 47 из 193 проживающих в стране национальностей.

Ловись, рыбка большая и маленькая

К коренным малочисленным закон причисляет народы, «проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». Численность такой национальности не может превышать 50 тысяч человек.

Местами обитания большинства малочисленных народов признаны районы Севера, Сибири и Дальнего Востока (так называемые «северяне»). В то же время, по последним данным, в Ленинградской области проживают 1,4 тысячи вепсов, 166 ижорцев и 34 представителей водь, в Псковской – сету, в Свердловской – 228 манси, Челябинской – 7,6 тысячи нагайбаков, в Карачаево-Черкессии – 37 тысяч абазинов, в Краснодарском крае – 3,8 тысячи шапсугов, в Удмуртии – 2,1 тысячи бесермян.

Относящиеся к таким нациям граждане, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющие места постоянного или преимущественного проживания, могут регистрироваться (оформлять «прописку») в выбранном ими населенном пункте. Молодые представители коренных этносов – мужчины в возрасте 18-27 лет, вправе требовать замены воинской службы на альтернативную без представления доказательств наличия каких-либо убеждений. Причем проходить ее эти граждане должны на предприятиях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов. В зависимости от национальности таковыми признаются художественные промыслы и народные ремесла, сельское хозяйство (животноводство, звероводство и промысловая охота, разведение собак, рыболовство, пчеловодство, земледелие и собирательство), заготовка древесины, строительство национальных традиционных жилищ и другие виды деятельности.

А Гражданский кодекс РФ предусматривает особую организационно-правовую форму юридических лиц – общину коренных малочисленных народов. Они могут создаваться отнесенными к такой категории гражданами для «защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры». Формально организации являются некоммерческими, но вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность.

Не бывает север крайним

Для «северян» установлены и многочисленные льготы в использовании природных ресурсов. Так, без получения разрешений и выделения рыболовного участка они могут осуществлять рыболовство «в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности». Исключение касается только добычи или вылова редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов. Коренным народам Севера предоставлены и привилегии на охоту – право на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности. При этом федеральный закон устанавливает специальный запрет на переуступку права на приоритетное пользование животным миром иным лицам. Особые правила для «северян» закреплены в Лесном и Водном кодексах.

В свою очередь, Налоговый кодекс РФ освобождает доходы членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока от взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование, а выручку от реализации полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла продукции – от налога на доходы физических лиц. Кроме того, добыча на охоте и выловленная «северянами» рыба не облагаются сбором за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Пятый пункт противоречий

Вместе с тем вопрос об отнесении гражданина к категории нацменьшинств остается нерешенным. Ведь Конституция России опять же гарантирует каждому право определять свою национальность. Так называемый «пятый пункт» был исключен из паспортов и регистрационных данных еще в начале 90-х годов прошлого века, а в свидетельствах о рождении и иных актах гражданского состояния национальность указывается по желанию родителей. Более того, никто даже не может предположительно оценивать численность малочисленных народов. Разрабатывающие различные программы государственные органы ориентируются на итоги проведенной десять лет назад Всероссийской переписи населения, в ходе которой немало респондентов назвали себя эльфами или гоблинами. Очередную перепись планировалось провести в этом году, но из-за пандемии ее отложили как минимум на апрель будущего.

Предусматривающий специальный учет относящихся к малочисленным народам лиц федеральный закон появился только в феврале этого года, а соответствующий порядок – в конце сентября. Ведение единого реестра возлагается на Федеральное агентство по делам национальностей, а первичную информацию должны предоставлять муниципалы, иные ведомства и национальные общины. Также гражданин сам вправе подать заявление на включение в реестр, представив свидетельство о рождении или иной содержащий сведение о национальности официальный документ, в том числе архивные материалы. Доказательством принадлежности признаются также документы родственников заявителя по прямой восходящей линии (свидетельство о рождении и другие).

Для проверки представленных сведений Федеральное агентство по делам национальностей должно запрашивать информацию опять же у иных ведомств, муниципалитетов и общин коренных малочисленных народов. «Организация учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, позволит минимизировать количество злоупотреблений в сфере предоставления социальных и экономических прав представителям коренных малочисленных народов, а также исключить необходимость многократного представления в различные органы документов, свидетельствующих об принадлежности лиц к коренным народам, и обеспечить беспрепятственную реализацию предоставленных им социальных и экономических прав», – убеждены в Комитете Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Вместе с тем применяться единый реестр для предоставления социальных и иных льгот будет только с февраля 2022 года – за этот период чиновники намерены накопить информацию и сформировать исчерпывающий список членов нацменьшинств.

До сих пор многим гражданам приходилось доказывать свою национальность в суде. Так, безработный житель Анадыря просил признать его чукчей: в заявлении об установлении этого юридического факта он указывал на участие в культурных мероприятиях и соблюдение национальных традиций и жизненного уклада. Традиционные промыслы чукчей – охота и рыбалка, являются его единственным источником существования. Однако служители Фемиды отклонили требования гражданина, так как законодатели Чукотского автономного округа не установили порядок реализации установленных федеральным законом прав и льгот для не относящихся к коренным малочисленным народам Севера чукчей. «Следовательно, юридический факт не будет порождать для заявителя правовых последствий», – заключил кассационный суд.

Ранняя старость

Одна из самых важных и востребованных льгот для малочисленных народов Севера – право на досрочную социальную пенсию. Даже при отсутствии необходимого трудового стажа мужчины из числа таких нацменьшинств, постоянно проживающие на соответствующих территориях, могут стать пенсионерами уже в 55 лет, а представители прекрасной половины «северян» – в 50. Предусматривающая увеличение основного пенсионного возраста россиян до 65 и 60 лет пенсионная реформа стимулировала желание войти в число малочисленных народов.

Многим приходится отстаивать свои права в судебном порядке. Так, после 40 лет проживания в Санкт-Петербурге Любовь Шолун переехала к родственникам на Сахалин. Зарегистрировавшись по месту пребывания, 54 летняя нивха обратилась в Пенсионный фонд России. Чиновники не признали ее постоянно проживающей на территории традиционного обитания нивхов, такое же решение принял и областной суд. Не усмотрел нарушений прав и Конституционный суд России: «Правовое регулирование направлено на установление наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение с учетом особенностей их правового статуса, предопределяющих постоянное проживание в местах традиционного расселения предков с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности», – отмечается в определении высшей инстанции.

Причиной большинства споров является противоречивая нормативная база. В 2000 году Правительство России утвердило Единый перечень коренных малочисленных народов, а спустя пять лет – отдельный список нацменьшинств, имеющих право на социальную пенсию. Руководствуясь первым перечнем, иск предъявила проживающая в Подпорожском районе Ленинградской области вепсянка Ирина Кудряшова. Однако служители Фемиды пришли к выводу о необходимости использовать исключительно второй список, определенный для решения пенсионных вопросов: «Национальность вепс не отнесена к категории малочисленных народов Севера, а Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области – к районам их проживания», – заключил суд, отклоняя иск Ирины Кудряшовой.

Оказавшийся в аналогичной ситуации Степан Валей оспорил само постановление Правительства России, лишающее проживающих в Воркуте ненцев права на социальную пенсию. Но Верховный суд России не усмотрел нарушений: «Указанные перечни разработаны исходя из принципа сохранения прав граждан, имеющих право на назначение социальной пенсии по старости, из малочисленных народов Севера, закрепленных за ними на основании ранее действовавшего законодательства», – констатировали служители Фемиды.

Под предлогом отсутствия Хабаровска в «социальном» списке было отказано в назначении досрочной пенсии и нанайке Ольге Бельды. Однако Верховный суд России счел такое решение чиновников пенсионного ведомства и областного суда ошибочным, так как Единый перечень коренных малочисленных народов включает нанайцев, проживающих в том числе в Хабаровске: «Истцом доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории городского округа, который отнесен к местам их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов», – отмечается в решении высшей инстанции.

Справка

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность коренных малочисленных народов составляла 316 тысяч человек.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России зарегистрировано 1,6 тысячи общин коренных малочисленных народов, большинство – в Хабаровском и Красноярском краях, Якутии, Тюменской области, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Чукотском автономно округе, а также на Сахалине.

Мнения

 

Антонина Горбунова, руководитель исполкома общественного объединения коренных малочисленных народов «КМНСОЮЗ», Дудинка

Чтобы реализовать гарантированные законодательством права на традиционные рыболовство, охоту, пенсионное обеспечение и иные гарантии особого правового статуса, необходимо документально подтвердить свою национальную принадлежность. Скажем, для реализации права на традиционное рыболовство достаточно указания национальности в заявлении. Тогда как при выходе на досрочную социальную пенсию и отсутствии в паспорте либо свидетельстве о рождении таких сведений необходима справка, выданная органами местного самоуправления.

Именно отсутствие учетной политики, единого порядка такого подтверждения и делает из коренных народов на местах «браконьеров», создает условия для создания «лже-общин», препятствует совершенствованию отраслевого законодательства.

Формируемый реестр позволит гражданам из числа коренных малочисленных народов только один раз «доказать» свою национальную принадлежность, предоставив соответствующий документ в уполномоченный орган.

С другой стороны, учету будут подлежать все такие лица независимо от места проживания (традиционного или нет), а также от факта ведения традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности. Кроме того, сам учет или реестр не определяет права лиц или их объем таких прав.

Анастасия Теребихина, председатель семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Хаски-тыал» (Хаски ветер)

Вопрос подтверждения национальности до сих пор не урегулирован. Справку о том, что я долганка, мне когда-то выдал председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра. Но недавно мы готовили документы для одинокого пенсионера, проживающего на рыболовецкой точке. Администрация согласилась предоставить справку только при наличии свидетельства о рождении. Как доказать свою национальность тем, у кого оно не сохранилось, – никто не знает.

Однако кроме справки о национальности нужно еще подтвердить, что человек действительно ведет традиционный образ жизни (в данном случае – занимается промысловой охотой и рыбалкой). А для этого требуют представить трудовую книжку с записью о «ведении традиционного образа жизни». Но ведь этот мужчина как раз-таки отродясь официально нигде не работал, практически всю жизнь живет в тундре и действительно занимается традиционным промыслом. В итоге получается, что из-за отсутствия этой справки человек не может претендовать на кочевые выплаты, пока не устроится на работу в какую-нибудь общину коренных малочисленных народов. Хотя он долганин и один из немногих в поселке говорит на родном языке. Тогда как многие другие получают положенные выплаты от государства, живя в комфортных условиях.

В реестр, на мой взгляд, надо включать всех коренных, а не только тех, кто пришел отметиться и поставил свою подпись. Ведь существенная часть малочисленных народов живут в тундровых условиях и порой даже не знают, что где-то собирают подписи и формируют базу данных.

Также следует внести в реестр граждан, не относящихся к соответствующей национальности, но содержащих в их семье. У нас в поселке много таких смешанных семей: мужчины по-настоящему ведут традиционный образ жизни, охота и рыбалка – их основной заработок для семьи. Но при этом они не получают от государства никаких дополнительных выплат.

Андрей Данилов, директор Фонд саамского наследия и развития, Мончегорск

В соответствии с Конституцией России человек сам определяет свою национальную принадлежность и не должен ничего доказывать. 

Законом и правилами ведения реестра не установлено, по каким критериям и на основе каких источников информации он будет формироваться. Это может создать угрозу привнесения коррупционной составляющей в процесс реализации закона. На мой запрос, как подать заявление на включение в реестр от Федерального агентства по делам национальности, получил ответ: «Приезжайте в Москву». Считаю, что такой реестр нарушает конституционные права граждан.

Елена Рыбина, председатель правления национально-культурной автономии хантов «Пулнгават», Салехард

Раньше представителям коренных малочисленных народов приходилось доказывать принадлежность к такой категории через суд. При этом фактически коренными народами признаются только кочевники, а горожане как будто выпадают из жизни этноса. В целом с созданием реестра, полагаю, ситуация изменится к лучшему.

Убеждена, что особое законодательство о правах коренных малочисленных народов ни в коем случае не нарушает конституционный запрет на дискриминацию по признаку национальности. Нам важно осознавать принадлежность к этносу, и это не имеет отношения к дискриминации. Живя на своей земле, нам хочется уважения со стороны пришлых, даже тех, кто уже в десятом поколении северянин.