Рейтинг@Mail.ru
home

02.12.2020

За навязывание пятирублевой музыки «Мегафон» оштрафовали на 30 тысяч

02.12.2020. АПИ — Оператор связи вправе подключать дополнительные платные услуги только по инициативе идентифицированного абонента. Такое решение принял Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Претензию к ПАО «Мегафон» предъявил его пользователь в Татарстане Глазырин, обнаруживший списание со своего счета пяти рублей за контентную подписку «Megafon.Music» («Музыкальная шкатулка»). Причем страница на сайта оператора, на которой якобы была размещена подробная информация об этой услуге, оказалась недоступной (выдавалась ошибка «404 Not found»). Не удалось обнаружить сведений о подключенной подписке и в полном каталоге контент-услуг сотовой компании.

Клиент отрицал свою причастность к активации подписки. Тогда как, по утверждению оператора, ее подключение происходит через сайт – путем нажатия кнопки «PLAY» на специальной так называемой лендинговой странице. После этого со счета абонента списывается плата за сутки и высылается SMS-сообщение о новой подписке. В Роспотребнадзоре сочли такую практику незаконной и наложили на ПАО «Мегафон» административный штраф в размере 30 тысяч рублей.

Арбитражный суд, в который обратился не согласившийся с выводами надзорного органа оператор, признал его право дистанционно подключать услуги только идентифицированных надлежащим образом абонентов. При этом компания обязана фиксировать и хранить информацию о совершенных клиентом операциях. Однако в рассматриваемом случае никаких активных действий по активации подписки со стороны пользователя Глазырина обнаружено не было. Более того, используемый оператором механизм подключения – нажатие кнопки «PLAY» на сайте, служители Фемиды не признали конклюдентным действием абонента: «Данный способ подключения контент-услуги носит случайный характер и не может указывать на наличие прямой заинтересованности у потребителя. Поскольку денежные средства были списаны одновременно с подключением услуги, абонент был поставлен перед фактом, что исключает возможность влиять на выбор ее подключения», – заключил суд, подтверждая факт нарушения компанией действующего законодательства.

Совершение оператором вменяемого проступка подтвердила и апелляционная инстанция: «Вина ПАО «Мегафон» в совершении вменяемого правонарушения подтверждена и доказана материалами дела», – констатировали служители Фемиды.

Напомним, что это далеко не первый случай навязывания ПАО «Мегафон» дополнительных услуг. Схожее дело в начале ноября было рассмотрено в Хабаровске, жителю которого компания незаконно подключила опцию «Плати когда удобно» (АПИ подробно писало об этом деле – Арбитраж: молчание абонента не является согласием).

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2019 году на операторов мобильной связи «большой четверки» (ПАО «Вымпелком», ПАО «Мегафон», ПАО «МТС» и ПАО «Теле2») поступило 6,5 тысячи обращений, в том числе больше трети жаловались на оказание дополнительных платных услуг без их согласия. Большая часть (43 процентов) претензий касалась деятельности ПАО «Мегафон».