Рейтинг@Mail.ru
home

17.12.2020

Эра милосердия

Четверть осужденных получили право на помилование – указ о реформировании этого института подписал Президент России Владимир Путин. Пока гарантированное основным законом возможность предоставляется только 0,001 процента заключенных. Нередко сами помилованные просят отменить такое гуманное решение.

17.12.2020. АПИ — Уже с 14 декабря шанс на милость имеют условно осужденные. При рассмотрении вопроса об освобождении или смягчении наказания предписывается учитывать обращения родственников, адвокатов, представителей общественности, а также мнения потерпевших. Вместе с тем основные проблемы реализации института помилования, на которые уже много лет указывали правозащитники, не решены.

Жалеть или не жалеть

В отличие от реабилитации, помилование и амнистия предусматривают только отмену или смягчение наказания и не влияют на оценку виновности преступника. Помилование является индивидуальным решением, принимаемым лично главой государства.

Конституция России гарантирует каждому осужденному за преступление как право на пересмотр приговора вышестоящим судом, так и возможность просить о помиловании или смягчении наказания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ также предусматривает обязанность администраций исправительных учреждений отправлять прошения заключенных. В то же время исполнение таких просьб никак не урегулировано.

Еще в 1992 году при Президенте России была создана Комиссия по вопросам помилования, ее председателем Борис Ельцин назначил писателя Анатолия Приставкина. За почти десять лет работы она предложила смягчить меру наказания в отношении 57 тысяч осужденных, только в 2000 году помиловали 12,5 тысячи человек. Также благодаря вмешательству комиссии 1,2 тысячи приговоренных к смертной казни не были расстреляны – глава государства заменил уже упраздняемую высшую меру наказания новой – пожизненным заключением.

Однако в 2001 году Президент России Владимир Путин распустил федеральную комиссию. По его мнению, она «только жалела, а нужно не только жалеть». Рассмотрение прошений о помиловании делегировали общественным комиссиям в субъектах Федерации. В их состав должно входить 11 человек с высшим образованием, «имеющих безупречную репутацию и пользующихся уважением у граждан». Формируют составы таких комиссий непосредственно главы регионов. Так, помилованием осужденных москвичей занимаются пять чиновников (включая вице-мэра), три преподавателя юридических вузов (Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина и Российской академии правосудия), а также представители общественных организаций: Регионального фонда содействия патриотическому воспитанию детей и молодежи, городской организации пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Московского Дома ветеранов (пенсионеров) войн и Вооруженных Сил и благотворительного фонда помощи заключенным. Также в состав комиссии входит региональный омбудсмен и народная артистка Наталья Селезнева.

Много званных, но мало избранных

Проведенная в 2000 году реформа существенно сократила число досрочно освобождаемых. Так, в 2012 году было опубликовано всего 18 указов Президента России о помиловании, в 2013-м – уже пять (включая Михаила Ходорковского), в 2015-м – два и так далее.

В этом году Владимир Путин подписал четыре указа. В частности, с семи до пяти лет сократили срок лишения свободы улан-удэнке Марине Чернышевой, осужденной за убийство мужа в ходе бытового конфликта, до шести – совершившей аналогичное преступление жительнице Ханте-Мансийского автономного округа Раисе Плетневой. Через полтора года отбывания наказания глава государства освободил виновника дорожно-транспортного происшествия Павла Петрашова. 

Милосердие проявили и в отношении израильтянки Наам Иссасхар, уличенной в провозе наркотиков при пересадке в подмосковном Шереметьево на стыковочный рейс. Об ее освобождении перед Владимиром Путиным ходатайствовали глава Израиля Реувен Ривлин и премьер-министр Биньямин Нетаньяху, но соответствующий указ был подписан, только когда осужденная сама подала соответствующую петицию. В российском следственном изоляторе транзитный пассажир провела почти год, вопрос об ее освобождении чиновники решили за три дня.

Правозащитники не удовлетворены такими итогами. «Современное состояние института помилования характеризуется, к сожалению, полномасштабной деградацией, – еще пять лет назад констатировали в Совете при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). – Помилование, кроме его уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и криминологических задач, может иметь и другие социальные цели, в том числе диктоваться политической целесообразностью». «Акт индивидуального помилования может служить восстановлению спокойствия в обществе, укреплять общественное признание государственных институтов, гасить возможные общественные страсти по поводу спорных общественно значимых вопросов, в том числе в связи с реакцией на деятельность правоохранительной системы», – заявили члены специального заседания СПЧ.

По мнению экспертов Совета, глава государства вправе самостоятельно рассматривать вопрос о помиловании, причем для этого не требуется даже желание самого осужденного. Недопустимым правозащитники считают рассмотрение в качестве обязательного и даже рекомендательного условия помилования признания заключенным своей вины или возмещения причиненного преступлением ущерба: «Миловать только признавших свою вину – значило бы проявлять милосердие только к тем, в чьей виновности власть уверена», – убеждены в Совете.

Для исправления ситуации СПЧ предложил восстановить федеральную комиссию, а региональным делегировать полномочия только по предварительному рассмотрению ходатайств. Эти идеи еще в 2015 году были озвучены главе государства и включены в план работы.

Только раз бывает в жизни счастье

Указ, подписанный Владимиром Путиным 14 декабря, вносит в действующий регламент только косметические правки. В частности, на помилование теперь могут рассчитывать условно осужденные и условно-досрочно освобожденные, ожидающие исполнения отсроченного наказания и имеющие неснятую или непогашенную судимость. 

При рассмотрении вопроса региональная комиссия должна учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, поведение заключенного в колонии и срок отбытого наказания, возмещение причиненного ущерба, а также данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст и возможность ресоциализации). Согласно новому указу, значение также имеют мнения потерпевших или их родственников, обращения родственников, адвокатов осужденных, представителей общественных организаций и иных лиц.

Вместе с тем определено, что на любое снисхождение каждый преступивший закон вправе рассчитывать только один раз в жизни: помилование, как правило, не применяется в отношении совершивших умышленное преступление в период ранее назначенного испытательного срока условного осуждения, после смягчения наказания, условно-досрочного освобождения, амнистии или помилования, а также злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

Вопрос о помиловании рассматривается на основании ходатайства самого осужденного. Отправляя его, администрация исправительного учреждения должна представить собственную характеристику заключенного, анкету с его биографическими данными и справку о здоровье, копию приговора и ряд других документов. Сама пересылка материалов через региональное управление Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) может длиться до месяца. Еще 30 дней прошение рассматривает комиссия, заключение которой передается руководителю субъекта Федерации (губернатору). Список одобренных им кандидатов направляется в Администрацию Президента России и публикуется в региональных средствах массовой информации. 

Формально последнее слово остается за главой государства. Осужденный уведомляется о принятом решении и через год вправе подать новое ходатайство. Досрочно петиции принимаются «в случае возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования».

Единая статистика по количеству рассмотренных и отклоненных на разных уровнях ходатайств не публикуется. По оценкам экспертов, региональные комиссии одобряют около пяти процентов прошений о помиловании. При этом комиссии Хабаровского края, Смоленской и Липецкой областей отклонили все ходатайства. Тогда как комиссия Курганской области рекомендовала удовлетворить 9 из 59 прошений, Республики Бурятии – 3 из 15.

Смерть пуще неволи

В то же время многие заключенные не только не просят о помиловании, а наоборот – требуют отменить подписанные главой государства указы о смягчении наказаний. Например, такое заявление в Верховный суд России подал Андрей Егоров. В 1998 году коллегия присяжных признала его виновным в совершении ряда особо тяжких преступлений, а Ростовский областной суд назначил высшую меру наказания – смертную казнь. Но в связи со вступлением России в Совет Европы расстрелы были приостановлены, а через полтора года Борис Ельцин помиловал «смертника», заменив высшую меру пожизненным лишением свободы. Верховный суд России констатировал, что осуществляемая в порядке помилования замена наказания «не может расцениваться как ухудшение положения осужденного».

В более сложном положении оказались «смертники», приговор в отношении которых выносился обычным судом. Тогда как Конституция России гарантировала обвиняемым, которым грозит высшая мера наказание, право на рассмотрение их дела коллегией присяжных. Так, в 1994 году Президент России помиловал совершившего ряд преступлений в Иркутске Андрея Тарасова, заменив расстрел пожизненным лишением свободы. Оспаривая решение главы государства, он указывал, что действующий на момент вынесения приговора максимальный срок составлял 15 лет. «Процедура помилования не регулируется уголовно-процессуальным законодательством и осуществляется за пределами правосудия. Определенное в порядке помилования более мягкое, по сравнению с приговором, наказание не может расцениваться как санкция за совершенное преступление, а является актом милосердия по отношению к осужденному», – заключил Верховный суд России, отклоняя доводы заключенного.

Отмены помилования и пересмотра дела с участием присяжных требовал и осужденный Волгоградским областным судом Юрий Королев. Но служители Фемиды констатировали, что в переходный период расстрельные приговоры могли выноситься без участия населения в отправлении правосудия. К такому же выводу пришел и Конституционный суд России: «Акт о помиловании осужденных к наказанию в виде смертной казни, вследствие принятия которого происходит ее замена лишением свободы (пожизненно либо на 25 лет), является особым видом правоприменительного решения, не тождественным содержащемуся в приговоре суда решению о назначении осужденному наказания», – отмечается в определении высшей инстанции.

Английский пациент

Противоречивая практика помилования складывается и в других странах. Так, Конституция Соединенных Штатов, в которых, в отличие от Европы, выносятся и исполняются смертные приговоры, делегирует такое право главе государства. Предварительно прошения рассматриваются специальным прокурором (Office of the Pardon Attorney). Однако на самом деле Президент США может прощать только осужденных федеральными судами или военными трибуналами, а во всех остальных случаях вопрос сохранения жизни или смягчения наказания принадлежит губернаторам штатов.

В Великобритании право помиловать исторически является королевской прерогативой милосердия. С другой стороны, три года назад после долгих дебатов парламент принял специальный закон о помиловании мужчин, осужденных в XX веке за гомосексуализм. Он получил известность как «закон Алана Тьюринга» – известного английского математика и основателя современной информатики, помилованного королевой Елизаветой II еще в 2013 году. При этом министр юстиции Крис Грейлинг указал на исключительно политическое значение такого решение и невозможность реабилитации Алана Тьюринга, обоснованно осужденного на основе действовавшего в 1952 году законодательства.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2019 году в России было осуждено более 620 тысяч человек, в том числе 49 к пожизненному лишению свободы, 181,8 тысячи – на определенный срок, 161,6 тысячи – к условному заключению. За тот же период Президент России помиловал 7 осужденных.

Мнения

 

Вадим Клювгант, партнер, соруководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen&Paper, вице-президент Адвокатской палаты Москвы

Новый указ – не более чем декоративное обновление (освежение) действующего Положения почти двадцатилетней давности, которое не повлечет изменения ситуации с помилованием. Сама по себе многоступенчатая, непрозрачная и крайне бюрократизированная процедура рассмотрения ходатайств осужденная, полностью сохраненная и в новой редакции документа, лишь иллюстрирует отношение главы государства к этому своему полномочию – он не считает нужным реализовывать его в сколь-нибудь заметном объеме. Именно поэтому абсолютное большинство подаваемых осужденными ходатайств отклоняется. Иными словами, институт помилования в России XXI века практически не действует.

Конституция России предусматривает как право каждого осужденного просить о помиловании, так и ничем не ограниченные так называемые дискреционное полномочия главы государства миловать. Важно подчеркнуть – это именно два разных права, принадлежащих разным субъектам. То есть Президент России может помиловать любого в любой момент и вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, включая наличие ходатайства самого осужденного. Это именно усмотрение конкретного лица, занимающего должность главы государства. Оно не ограничено никакими правовыми рамками, которых попросту нет. И это понятно: помилование не является юридической процедурой – это акт проявления, скажем так, монаршей милости. А милосердие и милость, как известно, в иерархии вечных ценностей стоят выше закона и справедливости. С учетом этого исключительно гуманистического характера помилования внесенная норма об учете мнения потерпевших и даже их родственников выглядит более чем странной.

Признание вины и раскаяние не является обязательным условием помилования. Такое требование прямо противоречило бы самой сущности акта милосердия, который никак не может сопровождаться принуждением к признанию вины. Иначе какое же это милосердие? На самом деле, как мне известно, в том числе из собственной практики, такое требование и не выдвигается даже при нынешнем, крайне скупом подходе к помилованию.

Евгений Рубинштейн, советник Федеральной палаты адвокатов

Новые правила рассмотрения ходатайства о помиловании нельзя назвать существенно реформированными или принципиально отличающимися от предыдущих.

Учитывая, что право принимать решение о помиловании принадлежит исключительно Президенту России, вопрос о критериях помилования и учитываемых обстоятельствах зависит исключительно от субъективных убеждений. В свою очередь, эти убеждения формируются на основе множества факторов, начиная от наличия или отсутствия религиозного самосознания и заканчивая вопросами целесообразности. Поэтому вряд ли после принятия новых правил можно ожидать каких-либо изменений в вопросах помилования.

Уголовный кодекс РФ никогда не предусматривал признание вины как условие помилования. То есть сам по себе факт непризнания вины не препятствует принятию соответствующего указа Президента России. С другой стороны, раскаяние увеличивает шансы осужденного быть помилованным.

Полина Немчинова, юрист Адвокатского бюро «Забейда и партнеры»

Указ Президента России внес не только технические, но и качественные изменения, в том числе расширился круг осужденных, которые могут быть помилованы. При этом указ не касается самих условий помилования. В частности, до сих пор остается нерешенной проблема признания вины при подаче и рассмотрении ходатайства. Практика свидетельствует, что признание вины является обязательным условием при помиловании, на это в своих выступлениях не раз указывало и высшее руководство страны. Тем не менее современное российское законодательство прямо не отвечает на этот вопрос.

Также остается открытым вопрос, является ли обязательным условием для помилования ходатайство осужденного. По общему правилу оно необходимо, хотя по политическим причинам решения принимались без обращений заключенных. Так, украинскую летчицу Надежду Савченко «обменяли» на россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Также Президент России помиловал Олега Сенцова и Александра Кольченко, чьи имена несколько лет звучали почти на всех международных встречах как фамилии политзаключенных. При том, что Кольченко отказывался писать «прошение о помиловании» и тем более признавать вину.

Таким образом, помилование без ходатайства осужденного имеет место, как правило, по политическим причинам. В целом статистика за прошлый год показывает, что всего 5 процентов осужденных, подавших соответствующее ходатайство, были рекомендованы к помилованию.

Александр Мелешко, председатель Комиссии по правам человека Совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга

Сейчас главная проблема видится в большом количестве решений о целесообразности помилования, которые принимаются соответствующими комиссиями в регионах. Губернаторы субъектов Федерации обычно поддерживают такие решения, тогда как глава государства по публично не озвучиваемым причинам милует лишь незначительную часть осужденных. Вряд ли новый порядок изменит сложившую ситуацию.

В то же время указ Президента России от 14 декабря предусматривает возможность помилования в отношении условно осужденных и условно-досрочно освобожденных, а также имеющих судимость лиц. С одной стороны, эту новеллу нельзя не приветствовать. С другой – эти люди и так на свободе. Полагаю, что находящиеся в пенитенциарных учреждениях больше всего нуждаются в милосердии.

Закон не предусматривает признание вины как условие помилования. Но на практике региональные комиссии ориентируются и на этот критерий. Вместе с тем помилование по своей природе – индивидуальный акт, а, следовательно, отношение к содеянному не должно становиться каким-то универсальным критерием.