Рейтинг@Mail.ru
home

21.12.2020

Страховщики не вправе разглашать персональные данные клиентов

21.12.2020. АПИ — Навязываемое АО «СОГАЗ» согласие клиентов на обработку персональных данных признали нарушением прав потребителей. Такое решение принял Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Жалобу в Роспотребнадзор подал казанец Алмаз Зайнуллов, оформивший полис страхования от несчастных случаев и болезней. Обязательным условием заключения такого договора было безальтернативное согласие на обработку любых персональных данных клиента, в том числе передачу их в сторонние организации. Тогда как федеральный закон гарантирует гражданам (субъектам персональных данных) право свободно, своей волей и в своем интересе принимать решение о предоставлении сведений о себе и подписание согласия на обработку такой информации. Признав навязываемое условие договора незаконным и ущемляющим права потребителя, надзорный орган наложил на АО «СОГАЗ» административный штраф в размере 10 тысяч рублей.

Отрицая вменяемое правонарушение, страховщик утверждал, что подписав договор, Алмаз Зайнуллов подтвердил свое согласие со всеми его условиями. Кроме того, клиент в любой момент мог отозвать свое согласие.

Но Арбитражный суд Республики Татарстан пришел к выводу, что согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. «Между тем из текста данного договора невозможно установить перечень третьих лиц, кому в дальнейшем будут переданы персональные данные по поручению страховой компании», – заключили служители Фемиды, подтверждая факт допущенного АО «СОГАЗ» нарушения.

Апелляционная коллегия также отклонила жалобу страховщика. «В отсутствие конкретного перечня третьих лиц, которым компания вправе передать персональные данные потребителя, данные условия ущемляют его права посредством предоставления неким третьим лицам необоснованного права на обработку персональных данных без получения от потребителя соответствующего согласия в письменной форме», – отмечается в решении апелляционного суда.

Отметим, федеральный закон предоставляет оказывающим услуги компаниям право без согласия клиента обрабатывать его персональные данные для исполнения заключенного с ним договора. В таком же порядке могут использоваться сведения о включенном в полис выгодоприобретателе. Поэтому, по мнению экспертов, само по себе навязывание многими участниками рынка согласия на обработку персональных данных свидетельствует о нарушении закона (АПИ подробно писало об этом – Потребительское принуждение).

Справка

В 2019 году Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций получила более 43 тысяч жалоб граждан на незаконную обработку персональных данных, доводы заявителей подтвердились в 7,2 процента случаев.