Рейтинг@Mail.ru
home

02.03.2021

Уголовные дела военных преступников засекретили

02.03.2021. АПИ — Наследники обоснованно осужденных в советские годы не могут требовать доступа к материалам уголовных дел. Решение по такому спору принял Четвертый кассационный суд.

В мае 1945 года приговором военного трибунала тыла 2-го Украинского фронта Петр Николаенко был осужден за измену Родине к десяти годам исправительно-трудовых колоний. После освобождения он жил в Ростове-на-Дону, где умер в 1987 году. Попытка сына осужденного добиться реабилитации не увенчалась успехом – в 2005 году Северо-Кавказский окружной военный суд признал приговор обоснованным. При этом заявителю отказались выдать как копию мотивированного постановления об отказе в реабилитации, так и приговор 1945 года. Служители Фемиды сообщили Евгению Николаенко, что все материалы находятся в архивах Федеральной службы безопасности. В свою очередь, в его региональном управлении со ссылкой на ведомственную инструкцию отклонили требование о доступе к информации, так как Петр Николаенко был осужден обоснованно и не подлежал реабилитации.

Сын оспорил этот отказ в суде. По его мнению, нанятый адвокат должен был изучить материалы дела с целью оспорить постановление военного суда об отказе в реабилитации в надзорной инстанции. Но служители Фемиды подтвердили, что родственники осужденных могут знакомиться с материалами только прекращенных дел. «Законом не предусмотрено право граждан на ознакомление с материалами уголовных и административных дел с отрицательными заключениями о реабилитации проходящих по ним лиц», – заключил районный суд, отклоняя иск Евгения Николаенко.

В апелляционной жалобе сын осужденного заявил, что решение первой инстанции является «неправовым, политически мотивированным, противоречащим принципам и стандартам международного права, а также практики Европейского суда по правам человека». Однако Ростовский областной суд подтвердил оспариваемые истцом выводы.

Не усмотрела оснований для пересмотра и кассационная коллегия. «Ознакомление граждан с архивными уголовными делами и получение копий в отношении лиц, признанных обоснованно осужденными, российским законодательством не предусмотрено», – отмечается в решении суда.

Отметим, что законодательство об архивном деле ограничивает доступ к документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности. Открытыми они становятся только через 75 лет со дня создания. Поэтому в схожей ситуации Верховный суд России признал право Павла Заботина на ознакомление с уголовным делом его деда, осужденного в 1933 году за кражу (по так называемому «закону о трех колосках», известному также как «указ семь-восемь»). «У административного ответчика отсутствовали основания для отказа Шахету Г.О. в ознакомлении с материалами уголовного дела в отношении его деда», – констатировала высшая инстанция (АПИ подробно писало об этом решении – Уголовные архивы открыли).