Рейтинг@Mail.ru
home

04.03.2021

Борца с бандеровцами не признали ветераном Великой Отечественной войны

04.03.2021. АПИ — Вдовы участвующих в ликвидации украинских националистов и «лесных братьев» не вправе рассчитывать на положенные ветеранам выплаты. Такое решение принял Первый кассационный суд.

Действующий федеральный закон приравнивает к участникам Великой Отечественной войны военнослужащих, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1944 по 1951 год. Согласно же Указу, подписанному Президентом России в феврале прошлого года, в связи с 75-й годовщиной Победы всем ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ее участников и инвалидов предписывалось выплатить по 75 тысяч рублей.

За этой суммой в Пенсионный фонд России (ПФР) обратилась жительница села Хоперское Саратовской области Нина Еськина. Ее супруг, с которым она расписалась еще в 1961 году, в 1949 – 1951 годах проходил воинскую службу и принимал участие в боевых действиях по ликвидации бандитизма на территории Украины. Этот факт подтверждался архивными справками и удостоверением ветерана.

Однако ПФР отказался выплачивать определенную главой государства сумму. По мнению чиновников, умерший супруг Нины Еськиной проходил военную службу и участвовал в боевых операциях после 1945 года, то есть непосредственным участником событий на фронтах Великой Отечественной войны не являлся и к категории лиц, имеющих право на выплату ко Дню Победы, не относится.

Районный суд, в который обратилась вдова ветерана, удовлетворил ее требования. «Участники боевых действий на территории Украины в спорный период отнесены законом к участникам Великой Отечественной войны, соответственно, имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц», – констатировали служители Фемиды, возлагая на ПФР обязанность выплатить положенную сумму Нине Еськиной.

В свою очередь, апелляционная коллегия сочла эти выводы ошибочными, а участниками Великой Отечественной войны признала только проходивших службу в период с 1941 года по 1945 год. «Положения Указа Президента России, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941-1945 годов – периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, в названном указе не поименованных», – отмечается в определении Саратовского областного суда.

Между тем в сентябре 2020 года Владимир Путин подписал новый Указ, предусматривающий выплату тех же 75 тысяч рублей в том числе военнослужащим, принимавшим участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1944 по 1951 годы. Однако кассационный суд признал ссылку на него Нины Еськиной несостоятельной, так как новое решение главы государства не распространяется на вдов приравненных к ветеранам лиц.

Отметим, что практика рассмотрения подобных споров остается противоречивой. Так, служители Фемиды признали участником Великой Отечественной войны жителя Рязанской области Николая Радько, который в 1951 году принимал участие в борьбе с националистическим подпольем в Эстонии (так называемыми лесными братьями), причем в кассационной инстанции права ветерана отстаивала прокуратура. Аналогичное решение было принято по иску узловчанина Ивана Лопухова, который, как и супруг Нины Еськиной, в 1949-1951 годах воевал на Западной Украине против бандеровцев. Эти выводы подтвердил в том числе и Верховный суд России.

Признавая Александра Шибаева участником Великой Отечественной войны, Центральный районный суд Волгограда проанализировал «общепринятую в отечественной историографии точку зрения» о деятельности Организации украинских националистов – Украинской повстанческой армии ОУН-УПА, более известной как бандеровцы. Она осуществлялась при прямой поддержке со стороны сил немецко-фашисткой оккупации, а после официального окончания войны – со стороны контрразведок ряда стран Западной Европы: «Известно, что за 10 лет борьбы с оуновским подпольем с 1945 по 1955 годы погибли 25 тысяч военнослужащих, сотрудников органов госбезопасности, милиции и пограничников, 32 тысячи человек из числа советского партактива. Таким образом, бандформирования националистического подполья явились прямым порождением Великой Отечественной войны, а борьба с ними не может и не должна рассматриваться отдельно от указанного исторического события», – констатировали служители Фемиды. Однако вышестоящие инстанции игнорировали эти выводы и отклонили иск ветерана.