Рейтинг@Mail.ru
home

25.03.2021

Сирота авторская

Книги, музыка и другие произведения фактически пропавших авторов (так называемые сиротские) станут общедоступными. С такой инициативой выступило Министерство культуры РФ. Однако за их использование придется платить, но все доходы будут оседать на счетах авторских объединений.

25.03.2021. АПИ — Действующий Гражданский кодекс РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав (литературных и аудиовизуальных произведений, фильмов и так далее) только с согласия их правообладателя. Национальным достоянием такие объекты становятся только через 70 лет после смерти их создателя. Но до этого не всегда удается определить и найти владельца соответствующих прав, в том числе наследников автора.

Призрак оперы

Такие «бесхозные» произведения принято именовать «орфанными» или «сиротскими». Иногда сведения об их правообладателе утрачены, иные владельцы сами безразлично относятся к контролю за использованием принадлежащих им объектов. В отсутствие системы регистрации авторских прав и соответствующих сделок невозможно отследить факты заключения лицензионных договоров, найти новых правообладателей и так далее.

С проблемой «сиротства» сталкиваются, в частности, архивы. «Любое использование такого произведения влечет за собой определенный риск, поскольку автор или иной правообладатель может объявиться и обратиться в суд по факту нарушения авторских и смежных прав. Архивам рекомендуется во всех случаях, когда не установлено имя автора, воздержаться от какого-либо использования данного произведения. При этом законодателем разрешен доступ к данным произведениям в читальном зале», – отмечается в разъяснениях Федерального архивного агентства.

Не могут установить связь с авторами и библиотеки, хранящие недоступные в обычной продаже (так называемые «вышедшие из оборота») экземпляры. «Эти произведения часто являются востребованными, их издатели и авторы могут быть известны. Однако установить обладателей исключительных прав и получить у них согласие, например, на оцифровку и распространение произведений библиотеки не могут. Зачатую это обусловлено «возрастом» произведений или их ограниченной коммерческой ценностью. Некоторые произведения никогда не предназначались или не использовались для коммерческих целей», – отмечают в Министерстве культуры РФ. Схожие проблемы поиска автора приходится решать желающим использовать исторические фотографии, нанесенные на «исторические» предметы орнаменты и символику (в том числе произведенный в советский период текстиль) и другие объекты.

Вопрос регулирования «сиротских» произведений остается актуальным для большинства стран мира. Только в Британской библиотеке хранится 150 млн таких объектов – около 40 процентов общего фонда. В то же время в Соединенных штатах ни один из предлагаемых законопроектов не был принят. Специальный порядок установлен принятой в 2012 году Директивой Европейского союза: на желающего использовать спорное произведение возлагается обязанность провести добросовестный поиск его правообладателя, в том числе по специальным базам данных. Если он не увенчался успехом, объект признается «сиротским» и включается в специальный единый для всех стран ЕС реестр. Взимание платы за их использование не предусматривается до тех пор, пока автор не будет обнаружен.

Слушай и плати

Чиновники Министерства культуры РФ апеллируют к законодательству некоторых стран, которое допускает использование «бесхозных» объектов без согласия недоступного правообладателя, но при условии выплаты справедливого вознаграждения. Соответствующие суммы получают организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами (так называемые ОКУПы). Предполагается, что накопленные таким образом средства в дальнейшем будут выплачены владельцам соответствующих прав в случае их обнаружения.

Этот механизм предлагается использовать и в России. Подготовленный культурным ведомством законопроект предусматривает свободное использование произведений, если ни один из обладателей исключительного права на него не установлен, несмотря на «предпринятые пользователем необходимые и достаточные меры». Стандарты по соответствующему розыску будут определять сами чиновники. Такой порядок затронет воспроизведение, распространение и трансляцию фонограмм, музыки и песен, произведений изобразительного искусства или фотографий. Кроме того, «Национальной электронной библиотеке» делегируется открытый доступ к экземплярам, правомерно введенным в гражданский оборот и не переиздававшимся в России не менее десяти лет.

В то же время для использования «сиротских» произведений придется сначала получить разрешение от уполномоченной организации (ОКУПа), а потом заплатить ей так называемое компенсационное вознаграждение по установленным Правительством России ставкам. Собранные средства должны аккумулироваться на специальном номинальном счете.

Автор или правообладатель, обнаружив свое произведение в списке «бесхозных» и доказав права на него, сможет получить причитающиеся вознаграждение. До выявления владельца отстаивание его интересов в спорах с пользователями делегируется опять же «ОКУПантам». «Законодательные изменения позволят расширить возможности правомерного использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также доступ общественности к таким результатам с учетом интересов авторов и иных правообладателей», – убеждены в Министерстве культуры РФ.

Сами ОКУПы положительно оценивают законопроект. «Министерство культуры РФ предложило сбалансированный и несколько консервативный подход. С одной стороны, он позволяет использовать произведение, автор и правообладатель которого неизвестен. С другой – сохранить право на получение автором «справедливого вознаграждения». Такая модель допускается международными конвенциями и используется достаточно часто даже в развитых сферах, где «бесхозных произведений» не так много (например, в киноиндустрии). Намерение «вычленить» сегмент орфанных произведений свидетельствует о переходе к этапу тонкой настройки рынка», – пояснили АПИ в пресс-службе Российского авторского общества. При этом они считают преждевременным обсуждение вопроса об организации, которая будет уполномочена собирать компенсационные вознаграждения с пользователей.

Выгодная ОКУПация

Уполномоченная организация сможет удерживать определенную комиссию, предельный размер которой должно определить Правительство России. В настоящее время Российское авторское общество оставляет себе до 34 процентов собранного с пользователей вознаграждения, Российский союз правообладателей распределяет только 65 процентов поступлений.

Вместе с тем законопроект не определяет судьбу компенсационных вознаграждений, если владелец прав не объявится по истечении десяти, двадцати и большего количества лет. Теоретически эти средства должны бесконечно накапливаться на номинальном счете. ОКУП вправе их инвестировать и оставлять себе половину доходов от таких вложений. Замороженными эти суммы останутся даже в случае подтверждения факта отсутствия правообладателей (например – смерти всех наследников автора, ликвидации юридического лица и иных).

С другой стороны, «ОКУПантам» предпишут принимать меры по розыску «сирот». На сайте должен размещаться реестр признанных «бесхозными» произведений, сведения об их пользователях и размере поступившего вознаграждения. «Уполномоченная организация вправе также принимать иные меры, направленные на информирование и (или) установление правообладателей», – отмечается в законопроекте.

Отметим, что на сегодняшний день культурным ведомством аккредитовано четыре ОКУПа. Так, возглавляемый режиссером и общественным деятелем Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) собирает плату за так называемое личное использование произведений, которую по фиксированным ставкам обязаны платить все производители и импортеры компьютерной, аудио- и видеотехники, телефонов, иных девайсов, а также носителей информации («флэшек», дисков и так далее). Права исполнителей и изготовителей фонограмм отстаивает Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Также авторскими и смежными правами управляют Российское авторское общество (РАО) и Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства» (УПРАВИС).

Эпоха Интернета

Одновременно законопроект предусматривает технологическое обновление Гражданского кодекса РФ. В настоящее время сообщением произведения (исполнения и фонограммы) в эфир или по кабелю признаются только случаи, когда их использование осуществляется по радио или телевидению. «Однако появление сети Интернет значительно расширило технологические возможности осуществления «потокового вещания», в связи с чем в настоящее время объекты авторских и смежных прав активно транслируются в режиме реального времени. В данном случае возникает не новый вид или способ использования, а новая среда онлайн-вещания», – констатируют в Министерстве культуры РФ.

Представленные поправки впервые приравнивают к эфирной или кабельной трансляции вещание в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете.

Справка

Согласно отчету, Российское авторское общество в 2019 году собрало 5,1 млрд рублей авторского вознаграждения, выплатило правообладателям – 3,5 млрд. Российский союз правообладателей собрал 4,6 млрд, распределил 3 млрд рублей. Всероссийская организация интеллектуальной собственности распределила между правообладателями 1,1 из 1,4 собранных миллиардов.

Мнения

 

Вадим Усков, директор компании «Усков и партнеры»

Проблема «сиротских» произведений серьезная, важная, страшная, очень давняя и пока не решаемая. Некоторые издатели и другие пользователи на свой риск используют такие объекты, надеясь, что к ним не предъявят претензии. Но по существу они сидят на пороховой бочке. Иные – не могут найти правообладателя и боятся. Из-за этого очень много сильных, ценных и интересных произведений остаются недоступными и погибают.

Кроме «сиротских» есть еще «квазисиротские» произведения. Например, один из соавторов умер, не оставив наследников, или их не найти. В итоге другие соавторы или их наследники не могут распоряжаться правами на произведение. То же самое касается, в частности, фонограмм, права на которые принадлежат одновременно композитору, автору слов и исполнителям. Без согласия всех этих лиц нельзя использовать произведение. И любой издатель, согласившийся заключить договор с «неполноценными» авторами, все равно рискует.

Более того, нередко наследники одного из соавторов отказываются принимать наследство. После смерти может остаться много долгов, тогда как авторские права очень сложно оценить. В такой ситуации доля в этих правах опять же остается подвешенной. И без решения этой проблемы другие правообладатели не могут использовать произведение, заключать договора с издателями и так далее.

В случае ликвидации юридического лица авторские права, как и иные активы, в первую очередь получают кредиторы. Оставшееся после погашения задолженности имущество в соответствии с ликвидационным балансом передается учредителям (акционерам или участникам). Если же юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой службы, заинтересованные лица могут заявить о введении процедуры распределения имущества.

Василий Зуев, патентный поверенный, руководитель практики юридической фирмы «Интеллектуальный капитал»

Предъявление требования о возмещении убытков или взыскании компенсации за нелицензионное использование исключительных прав является неотъемлемой частью исключительного права, при этом распределение вознаграждения или компенсационных выплат без участия правообладателя представляется невозможным. 

Активная позиция правообладателя по популяризации принадлежащего ему объекта интеллектуальной собственности, отслеживание обстоятельств его использования является объективно необходимым условием эффективной защиты исключительных прав на него. Риск совершения или не совершения определенных действий всегда лежит на лице, имеющем права на совершение такого действия. Права на получение вознаграждения должны сопровождаться активной позицией автора или иного владельца исключительных прав. В противном случае именно он несет риск неполучения соответствующего вознаграждения ввиду его пассивной позиции. Как собственники, обязанные нести бремя содержания своего имущества, во избежание наступления для них неблагоприятных событий, так и правообладатели объектов интеллектуальной собственности должны нести бремя защиты своих исключительных прав.

В этом контексте предлагаемые в законопроекте изменения снимают с правообладателей обязанность занимать активную позицию по защите своих интересов. На мой взгляд, стремясь урегулировать вопрос внедоговорного использования «сиротских произведений», законодатель создает подмену судебного порядка защиты исключительных прав. С точки зрения соблюдения баланса прав и законных интересов субъектов гражданских правоотношений такое решение представляется необоснованным.