29.03.2021
В большинстве регионов установлена ответственность за нарушение тишины и покоя граждан. При этом никем не определена допускаемая громкость, превышение которой карается порой многотысячными штрафами.
29.03.2021. АПИ — Согласно действующим санитарным правилам, уровень посторонних шумов в жилых комнатах не должен превышать 45 децибел днем и 30 ночью, на прилегающей территории – 60 и 45 соответственно. Но практика применения этих гигиенических нормативов остается противоречивой.
Первый закон об административной ответственности за нарушение ночной тишины был принят в августе 1994 года в Томской области. Он признавал правонарушением «создание любого шума, препятствующего реализации прав граждан на отдых», с 22 часов вечера до 6 утра. Через три месяца в Омской области ввели санкции не только за нарушение ночной тишины, но и за использование повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, громкое пение и игру на музыкальных инструментах в общественном транспорте, управление транспортными средствами с неисправными глушителями и иное нарушение тишины и общественного спокойствия днем. Всего в 90-х годах минувшего века специальные законы были приняты в Ивановской, Нижегородской и Курганской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.
В Москве административную ответственность за нарушение ночного покоя жителей столицы ввели в 2002 году. Но уже через несколько лет городские власти выявили его неэффективность – в большинстве случаев москвичи жаловались на дневной шум, вызванный в первую очередь ремонтными работами в многоквартирных домах. Принятые в 2015 году поправки запретили проводить шумный ремонт по выходным и праздничным дням, по будням с 13 до 15 часов и с 19 вечера до 9 утра. Вместе с тем эти ограничения не касались работ по переустройству квартир в течение полутора лет со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. По логике законодателей, за это время все соседи должны были обустроить новое жилье и в дальнейшем не мешать друг другу. Схожие требования закреплены в законодательстве Московской области.
Для доказательства нарушений столичные надзорные органы проводят лабораторные измерения, фиксируют конкретные показатели уровня шума и соотносят их с действующими гигиеническими нормативами. Так, измерения, проведенные аккредитованной испытательной лабораторией ГПБУ «Мосэкомониторинг», выявили превышение установленной санитарными правилами громкости, вину за это нарушение инспекторы возложили на осуществляющее строительные работы ООО «МИП-Строй № 1». Отрицая вменяемое правонарушение, компания указывала, что источником посторонних звуков могли быть проезжающие автомобили и расположенная поблизости железная дорога, в том числе ночные поезда. Но проанализировав жалобы граждан и опрос свидетелей, суд пришел к выводу, что «иных источников шума, способных оказать влияние на результаты измерений, в период проведения исследования не имелось». «В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что предприятием приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекших превышение допустимого уровня шума», – заключил Московский городской суд, подтверждая законность наложенного на компанию штрафа в размере 300 тысяч рублей.
Сами региональные законы в большинстве случае не определяют ни понятие шума, ни допустимую громкость. Поэтому сам факт совершения правонарушений оценивается, как правило, субъективно. Например, согласно составленному полицией протоколу, воркутинка Лариса Макина с 22 до 22-35 стучала по стояку трубы отопления. По словам самой подозреваемой, она стучала в стену соседям, которые мешали ей спать. Мировой судья не принял такого объяснения, но ограничил административное наказание предупреждением. К такому же выводу пришел районный суд, а кассационная инстанция отказалась переоценивать доказательства.
Штраф в две тысячи рублей наложили на жителя Пермского края Александра Боталова: находясь на производственной базе, он управлял транспортным средством и специальными механизмами, мешая отдыхать проживающим в расположенном поблизости многоквартирном доме. Нарушителем признали и казанца Алексея Прохорова, который после 22 часов вечера слушал громкую музыку. Соседи также свидетельствовали о стуке молотком по стене и грубой нецензурной брани, которая мешала им отдыхать в ночное время.
К административной ответственности за нарушение тишины неоднократно привлекался ульяновец Руслан Слепов – поздно ночью он громко играл на гитаре, пел песни и кричал. Тогда правонарушитель оспорил предусматривающий соответствующие ограничения и санкции за их нарушения областной закон. По мнению истца, он не определял допустимые уровни громкости, то есть устанавливал ответственность за любой шум. Истец ссылался на федеральные санитарные нормы и правила, согласно которым уровень шума в ночное время не должен превышать 45 децибел. Но служители Фемиды не согласились с его доводами. «Состав административного правонарушения связан не с определенным уровнем шума, а с нарушением спокойствия граждан в определенное время и в определенном месте. Поскольку именно это, а не сам по себе сильный шум, громкое звучание музыки и тому подобное, приводит к ущемлению прав других лиц на отдых и досуг», – заключил Ульяновский областной суд. Подтверждая это решение, апелляционная инстанция констатировала, что право на отдых и досуг предполагает тишину и покой как в ночное, так и в дневное время: «Осуществляемое гражданином пользование жилым помещением не должно нарушать прав и законных интересов других граждан, в частности соседей. А сам перечень действий (бездействий), нарушающих тишину и покой граждан, не может являться исчерпывающим», – отмечается в решении апелляционного суда.
К схожему выводу пришел и Верховный суд России, отклоняя жалобу Геннадия Редькина на закон Томской области, который «связывает наступление административной ответственности не с уровнем звучания звуковоспроизводящих устройств, а с нарушением тишины и покоя граждан». «Учитывая, что федеральным законодательством не установлена административная ответственность за использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, нарушающих тишину и покой граждан, субъект Федерации вправе был установить такую ответственность», – констатировала высшая инстанция.
В свою очередь, за соблюдением гигиенических нормативов следит Роспотребнадзор, федеральным законодательством определена и административная ответственность за их нарушение.
Практика применения таких санкций остается противоречивой. Так, 10-тысячный штраф наложили на ОАО «Российские железные дороги» – превышение допустимого уровня шума эксперты выявили в расположенных в 9-22 метрах от сортировочного парка станции Лиски жилых домах. Отрицая вменяемое правонарушение, железнодорожники указывали, что сама станция была построена и эксплуатируется аж с 1866 года, тогда как жилые дома появились только в конце 40-х годов XX века: «Очевидно, что дома построены рядом с железной дорогой, а не наоборот. При их размещении были нарушены градостроительные и санитарные нормы о том, что жилую застройку необходимо отделять от железной дороги на расстояние не менее 100 метров, что не является виной ОАО «РЖД», – заявил представитель компании Глухов. Но суд не принял эти доводы. «Учитывая, что ОАО «РЖД» несет ответственность за движение поездов по железнодорожным путям, то оно обязано соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе и путем разрабатывания и выполнения шумозащитных мероприятий», – заключил суд.
Иное решение в схожей ситуации принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Нарушения гигиенических нормативов были зафиксированы в жилых домах в поселке Понтонное, построенных в нескольких метрах от полотна. Служители Фемиды пришли к выводу, что санитарные правила распространяются только в отношении вновь строящихся и реконструируемых объектов. Тогда как сама железнодорожная линия в поселке Понтонный эксплуатируется с 1905 года. «В законодательстве отсутствует обязанность об установке санитарно-защитной зоны и проведении шумозащитных мероприятий для действовавших на дату ввода указанных правил промышленных объектов», – констатировал арбитражный суд (АПИ писало об этом деле – РЖД освободили от ответственности за шум в старых домах).
Незаконным было признано и постановление надзорного ведомства о наложении штрафа на торговую сеть «Магнит» (ООО «Тандер»). Источником шума чиновники считали холодильное оборудование продовольственного магазина, расположенного на московской улице Дубнинская. Однако эксперты пришли к выводу, что «дать оценку соответствия (несоответствия) уровней шума для ночного времени суток не представляется возможным в связи с повышенным фоновым уровнем шума, обусловленным движением транспорта». «Собранные административным органом доказательства ни в отдельности, ни в совокупности не подтверждают совершение обществом административного правонарушения», – заключил арбитражный суд.
С другой стороны, превышение закрепленного в гигиенических нормативах уровня шума является основанием для предъявления требований об устранении нарушений, а порой и закрытия нарушающих покой граждан организаций. Например, по требованию санитарного надзора суд на 50 дней приостановил деятельность ижевского бара (ООО «ИжРестСервис»), работающая вентиляция которого создавала повышенный шум в квартирах дома. Измерение уровня громкости проводилось с помощью шумомера – анализатора спектра при участии санитарного врача и помощника районного прокурора. «Факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта при эксплуатации помещения бара установлен, и он доказан», – отмечается в решении суда.
Нередко гражданам приходится самим проявлять инициативу в борьбе за тишину. Так, москвичка Марина Матинян предъявила соседям Екатерине и Артуру Браунам иск о запрете играть на музыкальных инструментах в вечернее и ночное время. Ответчики не отрицают, что вместе с детьми профессионально занимаются музыкой – играют на трубе и фортепиано. Экспертиза подтвердила существенное превышение закрепленных в санитарных правилах норм. Причем для оценки источников шума к проведению экспертизы были привлечены музыканты: для игры на пианино – заслуженный деятель искусств РСФСР, на трубе – аспирант, на валторне – преподаватель и заслуженный артист РФ, на арфе – лауреат международных конкурсов. Придя к выводу о нарушении прав соседей на тишину, Московский городской суд обязал «музыкальную семью» соблюдать тишину и обеспечить звукоизоляцию своей квартиры. Это решение подтвердила и кассационная коллегия.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, шум является наиболее значимым из оказывающих влияние на среду обитания человека физических факторов. В условиях плотной застройки населенных пунктов он продолжает возрастать, ведущим источником шума остается транспорт. Ежегодно на территории жилой застройки проводится до 115 тысяч замеров, 13,4 процента подтверждает нарушение нормативов.
Дарья Филина, руководитель практики бюро юридических стратегий Legal to Business
Ответственность за нарушение установленных норм по допустимости уровня шума в первую очередь определяется региональным законодательством. При этом им чаще установлен лишь запрет на совершение определенных действий, которые этот шум могут производить, – крик, свист, строительные работы и так далее. Такие действия являются административным правонарушением независимо от уровня громкости, следовательно – проведение замеров не является обязательным условием привлечения к ответственности. И это правильно – в противном случае потерпевшие находились бы в неравном положении в зависимости от возможности уполномоченных должностных лиц осуществить замер.
С другой стороны, шум, создаваемый, скажем, оборудованием (в том числе расположенных в многоквартирных домах кафе, магазинов и иных организаций), подлежит оценке.
Допустимые уровни закреплены в санитарных правилах, а ответственность юридических лиц за нарушение установлена действующим Кодексом РФ об административных правонарушениях. Но на практике компании могут привлекаться к ответственности за шум и по законам субъектов Федерации, а порой – по обеим нормам в совокупности. На сегодняшний день эта проблема остается актуальной. В настоящее время в Госдуме рассматриваются поправки в Жилищный кодекс РФ, устанавливающие обязательства по соблюдению прав соседей на тишину. Этот законопроект призван устранить проблему «двойственности» в регулировании спорных отношений и возможные противоречия между федеральным и региональным законодательством. Практика свидетельствует, что обязанность обеспечить тишину в жилых домах и на прилегающей к ним территории возлагается как на застройщиков, которые должны обеспечивать определенный уровень шумоизоляции, так и на владельцев железнодорожных путей, автодорог и иных источников шума.
Дмитрий Полевиков, юрист корпоративной практики «Дювернуа Лигал»:
Нормы санитарных правил определяют допустимый уровень шума, в том числе и в жилых помещениях. Эти показатели в децибелах детализируют нормы, прописанные в региональных законах об административных правонарушениях, и являются разграничением между тишиной и шумом.
Законодательством о запрете ночного шума предусмотрен сложный механизм привлечения к ответственности, включающий в себя не только фиксацию вида источника звука, но и его замер, что на практике трудно осуществимо. Полиция может лишь потребовать прекратить правонарушение. Тогда как протоколы об административном правонарушении составляются уполномоченными органами субъекта Федерации, которые, как правило, ночью не работают.
Региональным законодательством определены и источники шума, образующие соответствующие правонарушения. В частности, в Санкт-Петербурге таковыми не признаются двигатели транспортных средств (автомобилей, трамваев, поездов, самолетов и иных), а также металлический стук при движении железнодорожных составов по рельсам. Поэтому привлечь «РЖД» или владельца автодороги к ответственности невозможно. Хотя очевидно, что подобные факторы препятствуют должной тишине в период сна и отдыха граждан. Министерство транспорта РФ уже предлагало разграничить ответственность между возводимой или реконструируемой железной дорогой и объектами социально-культурного значения, возложив ответственность за соблюдение санитарных норм о тишине на то, что построено позднее.
Алексей Гавришев, управляющий партнер юридической компании AVG Legal
С одной стороны, логично было бы в законодательстве о нарушении прав граждан на тишину включить конкретные показатели допустимого уровня шума. Но сделать это невозможно, так как стабильный уровень шума в разных частях городов может отличаться в разы.
Вместе с тем не стоит сомневаться в объективности оценки судами фактов нарушений режимов тишины – принимая решения, они исходят из соображений здравого смысла. И если действительно какой-то шум существенно превышает разумные нормы, без сомнений, виновные будут привлечены к ответственности.
Очевидно, что автомагистрали и железные дороги строятся при согласовании очень многих инстанций с учетом градостроительных норм и правил. Поэтому шум от дорог не может оцениваться как нарушение прав гражданина на тишину.
Денис Киселев, частнопрактикующий юрист, Калуга
Предусмотренные законодательством субъектов Федерации правила охраны тишины в большинстве случаев остаются неопределенными, а следовательно, за их нарушение нельзя привлекать к ответственности. Что значит громкая музыка или разговоры? При плохой звукоизоляции соседи могут услышать даже чих или шепот. Что, после 22 часов в квартире члены семьи не вправе разговаривать? Равно как и смотреть телевизор, даже тихо слушать классику и так далее.
Без использования специальных приборов как оценивать шум? Соседи с идеальным слухом услышат шепот – это уже нарушение? Кто и как будет его фиксировать? Полицейский войдет в квартиру потерпевших и ничего не услышит или шум не покажется ему громким.
Кроме того, далеко не всегда можно определить источник шума. Сам столкнулся с такой ситуацией: раздосадованная громкой музыкой соседка в два часа ночи перебудила чуть ли не полподъезда, а выяснилось, что шумели в квартире на другой лестнице. Если бы она вызвала полицию, ее сотрудники либо должны были проигнорировать жалобу, либо сами стали бы виновниками нарушения ночного покоя десятка невиновных семей.
Убежден, что бороться с шумом нужно в рамках санитарных правил. Обеспечивать их соблюдение должны уполномоченные органы, имеющие надлежащие средства измерения и фиксации. Ответственность за такие проступки определена Кодексом РФ об административных правонарушениях, и ничего придумывать на местечковом уровне не нужно.